ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 3

К осуществлению этой миссии призывался ближайший родственник убитого, который в этом качестве назывался «искупителем крови», «мстителем за кровь» (Числ. 35:19; и др.). Таким образом, и в этой ситуации – это тот, кто исполнял правду закона. Только в случае непреднамеренного убийства убивший сохранял право на жизнь (Исх. 21:13; Числ. 35:10–15; Втор. 19:1–10). Исследователи полагают, что действие по «искуплению крови» не только было призвано снять ритуальную скверну, но и являлось актом воздаяния в отношении убиенного, призванным умиротворить его душу: действия «искупителя», как в ситуации выкупа собственности, так и в ситуации выкупа из рабского состояния, решали конкретные проблемы человека, который в силу сложившихся жизненных обстоятельств не мог это сделать самостоятельно. В отдельных случаях право на жизнь выкупалось. Сюда, прежде всего, относится закон о первородном: всё первородное, как принадлежащее Богу, посвящалось Ему, т.е. подлежало принесению в жертву. Исключение составляли человеческие первенцы и первородное нечистого тяглового скота, за жизнь которых полагался выкуп (Исх. 13:13; Числ. 3:46, 48; и др.). Встречающиеся в тексте Ветхого Завета аналогичные слова имеют бытовое происхождение и во многих законодательных случаях не несут богословской нагрузки. Тем не менее, уже в положениях о выкупе надела и высвобождении раба-израильтянина подобное искупление представляется чем-то большим, чем «техническим» правилом. В этих текстах речь идёт о восстановлении утраченного, имущества или общественного статуса, через выкуп, вносимый третьим лицом, или после наступления юбилейного года. Практическим результатом такого действия было освобождение и избавление от тяжкой зависимости; выход из ущербного состояния и возвращение к полноте общественной жизни, её благам, причём по большей части не за счёт собственных усилий, но благоволением сторонних лиц и по предписанию Божественного закона. Таким образом, искупление здесь – это экзистенциальный акт, в результате которого субъект обретает основные жизненные ценности; это дар, конечным инициатором которого выступает Бог. Такое понимание исследователи рассматривают как предпосылку к непосредственному вхождению слов с теми же корневыми группами в религиозно-богословский словарь Ветхого Завета. В этом качестве они употребляются в текстах, выражающих концепцию Божия спасения. Идея спасения является одной из центральных религиозных истин Священного Писания, через которую постигаются отношения Бога и человека, Бога и народа Израиля: Бог есть Тот, Кто вызволяет из опасности, грозящей гибелью, защищает, освобождает, дарует победу над врагами, охраняет в мирной жизни, собственно, спасает. Реальность этих отношений понимается и описывается и как искупление. Слова с теми же корнями в значении религиозного спасения достаточно широко представлены в книгах Ветхого Завета, по преимуществу у пророков и в Псалтыри – всего в 83 случаях; из них 42 с аналогичным корнем. Все случаи словоупотребления исследователи классифицируют по следующим группам: 1. Искупление как индивидуальное, личное спасение. Это либо мольба об искуплении, либо благодарение Бога за то, что Он избавил от реальной опасности, спас в ситуации, которая не предполагала разрешения «естественным» путём и неумолимо вела к гибели.

 



 
PR-CY.ru