ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 7

В Ветхом Завете святость – основное свойство Бога, сама Его «божественность». Все ритуальные предписания закона представляют собой правила приобщения к Божьей святости и направлены на сохранение святости в общине Израиля. По существу, приобщение к святости представляет собой единение с Богом. В Новом Завете понимание миссии Иисуса Христа, Его служения как свершающегося жертвоприношения получает самое широкое освещение. Тайная вечеря, преддверие Голгофы, – ритуал жертвы, где Христос предстаёт как священник и жертва, «приносяй и приносимый», а участвующие освящаются жертвенной Кровью и Плотью, обретая единение с Богом (Мф. 26:28; Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–20; ср.: Ин. 6:51–58). Понимание искупления как искупительной Жертвы, принесённой Христом за род человеческий, прямо представлено в текстах, говорящих об искуплении Кровью (1 Петр. 1:18–19; Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:12–15; Откр. 5:9; 14:3). К этому же ряду относятся и тексты об искуплении от грехов, подразумевающие крестную Жертву (Тит. 2:14). Поскольку дело Христа на земле не окончено, но продолжается, и должно иметь завершение, спасительное деяние искупления необходимо заключает в себе проекцию будущего и принципиально открыто грядущему. Второе пришествие (Парусия) и станет окончательным искуплением (Лк. 21:28), «днём искупления» (Еф. 4:30). К высказываниям, имплицитно предполагающим эсхатологическое измерение искупления, может быть отнесено следующее: «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела (Его), в похвалу славы» (Еф. 1:13–14); ср. также: Откр. 5:9–10: «...Искупил нас Богу..., и мы будем царствовать на земле». Однако центральное событие искупления в Новом Завете – это Голгофа, добровольная крестная смерть Сына Божия, которая есть искупительная Жертва за человеческий род и за всё творение. Здесь усматривается принципиальное отличие новозаветной концепции искупления от ветхозаветной. В Ветхом Завете искупление не предполагает самостоятельного значения: это один из образов, которым передаётся представление о спасительном участии Бога в судьбах мира и Израиля, одно из слов в широком ряду терминологии спасения, таких как «избавление», «освобождение», «спасение». В Новом Завете искупление представляет собой особое деяние Божье в священной истории, составляющее суть явленного Богом спасения через Своего Сына, Иисуса Христа. Собственно, искупление и есть спасение, или спасение совершается Иисусом Христом как акт искупления. Спасение и искупление в Ветхом Завете – только «тень будущего» (Кол. 2:17), лишь преддверие того, что исполнилось в Новом Завете. Выкуп, приносимый Христом, является платой за возвращение человеку величайших религиозных, жизненных ценностей: свободы, бессмертия, единения с Богом – святости. Образы, на которых строятся соответствующие высказывания Священного Писания, настолько ёмкие, что не могут быть сведены к какой-то одной категории, что даёт основание предельно широкому пониманию последствий искупления. Они необходимо предполагают осмысление в масштабах всей священной истории, начиная с творения и завершая Вторым пришествием.

 



 
PR-CY.ru