ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 5

Искупление в Ветхом Завете является неотъемлемой частью общей концепции спасения, явленного как в деяниях Бога в священной истории, так и в Его личном участии в судьбах каждого верующего человека. Искупление очерчивает отдельные аспекты спасения, прежде всего, избавление и освобождение. Поскольку искупление/спасение со всей определённостью заявляется в Ветхом Завете фундаментальной целью священной истории, это с обязательностью предполагает, что главные искупительные деяния должны совершиться в эсхатологическом грядущем. Таким образом, тема искупления необходимо переходит в Новый Завет в качестве центральной его событийной канвы, где получает продолжение и становится неотъемлемой составляющей сотериологии: как искупление человеческого рода осмысляются главные события земной жизни Иисуса Христа – Его крестная смерть и воскресение; как грядущее искупление представляется Его Второе пришествие и всеобщее воскресение. Таким образом, искупление в Новом Завете – это и свершившееся спасительное деяние Божье, и ожидаемое спасение. Словарные исследования показывают, что тема божественного искупления передаётся в лексике Нового Завета двумя словесными группами. Священные новозаветные авторы широко используют их для передачи схожего смысла и без какого-либо предпочтения. Первая лексическая группа представлена глаголом «искупать», «выкупать» (Лк. 24:21; Тит. 2:14) и существительными «выкуп» (Мф. 20:28; Мк. 10:45; 1 Тим. 2:6), «искупление» (Лк. 1:68; 2:38; Евр. 9:12; Лк. 21:28; Рим. 3:24; 8:23; 1 Кор. 1:30; Еф. 1:7, 14; 4:30; Кол. 1:14; Евр. 9:15; 11:35). Именно слова этой группы по преимуществу использованы в переводе Септуагинты (LХХ) для передачи соответствующих еврейских слов, посредством которых тема искупления находит своё выражение в Ветхом Завете. К другой группе относятся глаголы «покупать» (2 Петр. 2:1; 1 Кор. 6:20; 7:23; Откр. 5:9; 14:3) и «выкупать», «искупать» (Гал. 3:13; Еф. 5:16). Славянская Библия по преимуществу использует слово «избавление» и его формы. Слово «искупление» и его производные употребляются в: 2 Петр. 2:1; Гал. 3:13; Еф. 5:16; Евр. 9:12, 15; Откр. 5:9; 14:3; 1 Кор. 6:20; 7:23. В Синодальном переводе очевидное предпочтение отдано слову «искупление»; исключение составляют: Лк. 1:68; 2:38; 21:28; 24:21; Тит 2:14 («избавление», «избавить»); Еф. 5:16 («дорожить»); Кол. 4:5 («пользоваться»); Евр. 11:35 («освобождение»). В Новом Завете концепция искупления обретает новое содержание, новое осмысление и выражение в связи с событиями воплощения, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. В Евангелиях содержится только одно высказывание Христа, где Он непосредственно говорит о Своей миссии как об искуплении: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28 (= Мк. 10:45)). Христос говорит о Своей смерти, её смысле и значении. В содержательном отношении текст чрезвычайно ёмкий, и можно согласиться с предположением С. Пейджа, что это речение «было первоисточником христианского понимания искупления». Действительно, это высказывание предполагает несколько смысловых уровней, которые исчерпывающе объемлют все места в Нового Завета об искуплении.

 



 
PR-CY.ru