ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 11

«Искупающий собой другого, – говорил Василий Великий, – должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего». Однако даже если бы появился такой совершенный человек, он не смог бы стать искупителем всего человечества в силу своей тварной ограниченности. Третий Вселенский собор отмечал, что никакой человек не мог сполна уплатить цену выкупа, «потому что он сам чрез грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческого рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, не причастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла». Если бы во Христе были греховные немощи или расстройства в Его человеческой природе, то Его страдания стали бы всего лишь искуплением собственных недостатков и грехов. Поэтому необходимо было сверхъестественное рождение Господа от Святого Духа и Девы Марии, чтобы избежать первородного греха и унаследовать чистое человеческое естество. Св. отцами это объясняется тем, что Жертва за грехи мира должна быть совершенной и непорочной. Иначе «Родившийся не стал бы новый человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников..., ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в себе полноту чистого Божества и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения». Вероопределением четвёртого Вселенского собора было утверждено церковное учение о совершенстве человеческого естества Спасителя, исключающее всякую мысль об ущербности или греховном расстройстве плоти Христовой, привнесённом в человека грехопадением. По мысли св. отцов, безгрешность, непорочность, неподвластность первородному греху отличает Спасителя от всех нас, но не разрывает нашего с Ним природного единства. Ибо греховное состояние природы неестественно для человека: возникнув после грехопадения, оно не является необходимым свойством человеческого естества. В наличии неукоризненных немощей, в тленности и смертности человеческого естества Спасителя св. отцы усматривали свидетельство Его уничижённого состояния, а не греховного расстройства Его человеческой природы. «Он сделался причастным человеческих немощей, но отсюда не следует, что сделался участником и наших грехов. Он воспринял образ раба без скверны греха». Амвросий Медиоланский учил, что Искупитель должен обладать как человеческим, так и божественным достоинством, поэтому ни апостольские подвиги, ни кровь пророков не могли быть поистине искупительными (non enim redimere eos sanguis potuit prophetarum). Только Бог может даровать спасение всему человечеству, и даровать навечно. Как писал Ириней Лионский, «если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно». Таким образом, Спаситель мира должен был быть Богом и человеком в одном лице – Богочеловеком. По мысли св. отцов, для спасения человечества недостаточно было простить грехи, « ибо покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Если бы было только прегрешение, а не последовало за ним тление, то прекрасно было бы покаяние». Искупить человеческий род означало уничтожить царство греха и смерти, восстановить и обожить человеческую природу, научить людей любви, восстановить общение с Богом.

 



 
PR-CY.ru