ДИАЛЕКТИКА - Страница 20

Эти принципы диалектического мышления были положены Г.В.Ф. Гегелем в основание его учения об абсолютной идее как диалектически развивающемся процессе, они объясняют характер и природу дедуцирования всей системы категорий в учении о божественном мышлении (логике). Полагаемые в качестве онтологических определений, они не только являются замыслами Бога (божественного мышления) о мире, но вместе с тем имеют характер априорных форм, определяющих возможность познания в человеческом сознании и самосознании природы, истории и самого божественного мышления. Понимание Гегелем диалектики как опыта конкретного исследования определённой предметной области через постижение противоположностей в их единстве, используемые в разработке философского учения принципы (восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического и др.) придают диалектическому учению Г.В.Ф. Гегеля строго научный, непререкаемый характер и тем самым скрывают ряд его сомнительных предпосылок – отождествление божественного и человеческого мышления, делающее возможным рассуждать о внутрибожественной жизни изнутри, с «точки зрения Бога» (позиция, невозможная для И. Канта); объяснение многообразного по своему таинственному существу и формам выражения бытия как некой иллюстрации лежащего в его основании процесса движения диалектических категорий; утопический и мистический характер диалектики, с одной стороны, объясняющей начала человеческой истории (и грехопадения) через незнание, требующей в опыте познания преодолеть различия между сознанием и предметом сознания, с другой – через осуществлённое, или абсолютное, знание упраздняющей человеческую историю, спасающей человечество его собственными силами и достигающей Царства Божия уже здесь на земле. Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, автор книги «Dialektik» («Диалектика»), в своём философском воззрении исходил: а) из идеи абсолютного единства Бога в Его отношении к миру как лестнице нисходящих реальностей, заключающих противоположности идеального и реального, и б) из понимания «единства» как выражения связи Бога с миром и человеком и возможности восхождения в религиозном переживании к Богу как единству бытия и мышления. С именем Ф.Д.Э. Шлейермахера связаны один из лучших переводов Платона на немецкий язык, а также издание и исследование его сочинений. Гегелевское разделение на объективную и субъективную диалектики стало предметом критики, но в пределах самой этой схемы. Сёрен Киркегор критиковал диалектику Г.В.Ф. Гегеля за её объективистский и вещный характер и противопоставлял ей диалектику человеческого существования, «качественную диалектику», опирающуюся на субъективное, личностное переживание истины перед лицом Бога. Эту мысль от С. Киркегора восприняла и положила в своё основание в ХХ в. диалектическая теология (Карл Барт), противопоставлявшая субъективное понимание веры и истины веры объективистскому их истолкованию в религии.

 



 
PR-CY.ru