ДИАЛЕКТИКА - Страница 11

Вопрос о степени влияния античной логики и диалектики на христианское богословие Западной и Восточной церквей в их историческом развитии остаётся предметом научных дискуссий. К числу упрощённых решений этой проблемы относятся распространённые представления о логике Аристотеля как о всецело сформировавшей мысль и культуру Запада и диалектике Платона и неоплатонизма, определивших христианское богословие Востока, а также взгляд на характер богословия периода Вселенских соборов как сложившегося исключительно под непосредственным влиянием греческого умозрения. В этой связи исследователи имеют в виду, что папы Иннокентий III и Григорий IX запрещали изучение «Метафизики» Аристотеля, а платонизм подвергался соборному осуждению на Востоке. Другая крайность – отрицание вообще какого-либо влияния античной диалектики и логики на христианское богословие, вопреки тому факту, что отцы и учители церкви были людьми сведущими в философской терминологии и диалектике и пользовались этими средствами для изложения или обоснования христианского учения в богословии, а также в апологетических целях. Августин Блаженный в сочинении «Против академиков» обличал скептицизм Новой академии и обращался к диалектике, понимаемой как часть философии, которую «может знать каждый». В кратком изъяснении диалектики он сводил её содержание, в основном, к логике, отмечал необходимость придерживаться закона непротиворечия и учения о силлогизме, позволяющего опровергать софистические и ложные выводы. О диалектике Августин Блаженный писал и в сочинении «О порядке» в связи с «семью свободными искусствами», называл диалектику «наукой наук», «она учит учить, она же учит учиться: в ней обнаруживает себя разум и показывает, что он такое, чего хочет, что может»; во второй книге «De doctrina christiana» («O христианском вероучении») он рассматривал диалектику в качестве науки, помогающей понять Священное Писание. Диалектический способ мышления, близкий к способу мышления платоников, с противопоставлением апофатического катафатическому, сущего не-сущему, света тьме, знания незнанию, характерен для автора «Ареопагитик», оказавших огромное влияние не только на восточное богословие (преподобных Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и др.), но и на западное богословие и философию, в особенности на учения Иоанна Скота Эриугены и Николая Кузанского. Иоанн Дамаскин, автор книги «Источник знания», в которую входят «Философские главы», получившие наименование «Диалектика», писал в предисловии: «…Прежде всего, я предложу то, что есть самого лучшего у эллинских мудрецов, зная, что если есть что-либо благое у них, то оно даровано людям свыше от Бога». Исследователями «Диалектики» в целом решён вопрос относительно эллинских источников, которыми пользовался Иоанн Дамаскин; из 58 глав книги в сорока излагаются «Категории» Аристотеля и «Введение к «Категориям» Аристотеля» Порфирия. Несмотря на свой компилятивный характер, имеющиеся повторы (например, шесть определений философии в главе 3, а затем в главе 56), «Диалектика» представляет собой полезное учебное пособие с большим количеством упоминаемых терминов: философско-богословских, логических и грамматических.

 



 
PR-CY.ru