ДИАЛЕКТИКА - Страница 16

И. Кант писал, что необходимо «остерегаться амфиболии, превращающей вашу идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». Рассматривая разум в его стремлении к всеобщности знания через «понятие безусловного», которое содержит в себе основание синтеза обусловленного, И. Кант вводит понятие «абсолютно безусловного» по отношению к «трансцендентальным идеям», что позволяет разделить их «на три класса: из них первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй – абсолютное единство ряда условий явлений, а третий – абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще». Исследуя эти идеи в качестве выводов из диалектических умозаключений, И. Кант относит первое из них к паралогизмам чистого разума, второе – к антиномиям чистого разума, третье – к идеалу чистого разума. Анализ паралогизмов чистого разума приводит И. Канта к мысли, что душа не может рассматриваться в качестве феномена, и рациональная теология в качестве науки невозможна, тем самым претензии диалектического умозаключения на достоверность необоснованны. Исследование четырёх космологических антиномий составляет центральное звено учения И. Канта о диалектике. Антиномии И. Канта построены на доказательствах тезиса и противоположного ему антитезиса и представлены следующим образом: «1. (Тезис) Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве; (Антитезис) Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен, как во времени, так и в пространстве. 2. (Тезис) Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что сложено из простого. (Антитезис) Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3. (Техис) Причинность согласно законам природы есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность (Causalität durch Freiheit). (Антитезис) Не существует никакой свободы, но всё совершается в мире только согласно законам природы. 4. (Тезис) К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо. (Антитезис) Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины». Диалектический характер тезисов и антитезисов И. Кант усматривал, во-первых, в том, что эти «умствующие положения» выходят за границы опыта и соответственно не могут быть опровергнуты им, во-вторых, «каждое из них не только само по себе свободно от противоречий, но и даже находит в природе разума условия своей необходимости; однако, к сожалению, и противоположное утверждение имеет на своей стороне столь же веские и необходимые основания». В своей трансцендентальной антитетике, в которой рассматривается диалектический характер противоречий между тезисом и антитезисом и причины их возникновения, И. Кант приходит к следующим результатам: 1) в первых двух «математических» антиномиях тезис и антитезис ложны; в двух других (3 и 4) «динамических» антиномиях истинны и тезис и антитезис, но в различных отношениях тезисы и антитезисы могут быть разведены, а само противоречие оказывается «трансцендентальной видимостью»; 2) происхождение антиномий, в которые впадает человеческий разум, связано с присущей разуму метафизической потребностью мыслить безусловное (Абсолют, вещи в себе) согласно основоположению: «…Если дано обусловленное, то дана и вся сумма условий, т.е. безусловное, благодаря которому единственно возможно было обусловленное».

 



 
PR-CY.ru