ДИАЛЕКТИКА - Страница 21

В своих философско-теологических сочинениях «Philosophische Brosamen» («Философские крохи») и «Abschliessende unwissenschaftliche Nachschrift zu den philosophischen Brosamen» («Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам”») С. Киркегор рассматривал диалектику человеческой субъективности (Innerlichkeit) в её связи с тремя основными формами мировоззрения: эстетическим (когда диалектика выносится вовне, обнаруживается в отношении к миру), этическим (опирающимся на внутреннюю диалектику, но не захватывающую «самость» (Selbst), основу индивидуальности, и потому не препятствующую её самоутверждению) и религиозную, которое в своей диалектической парадоксальности не только соединяет противоположности «время» и «вечность» и использует разум, который, сталкиваясь с непостижимым, обращается против самого себя и заставляет христианина вопреки разуму верить в Бога, но и делает человеческую субъективность исполненной внутренних противоречий – между вечным и временным, блаженством в вечности и отношением к историческому миру (Historischem) и др. Людвиг Фейербах отвергал гегелевское понимание диалектики, полагая, что его диалектический метод настолько связан с его метафизической системой, что принятие метода с необходимостью ведёт к воспроизведению самой системы Г.В.Ф. Гегеля. В работе «Основные положения философии будущего» Л. Фейербах, рассматривая некоторые темы будущей антропологической философии, учения о любви человека к человеку, писал, что «истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собою, это диалог между Я и Ты». Карл Маркс и Фридрих Энгельс подвергли диалектику Г.В.Ф. Гегеля материалистической и атеистической критике и переработке, результатом которой стало понимание объективной диалектики как учения о развивающейся материи и её формах («диалектика природы») и субъективной диалектики как учения о формах отражения бытия в сознании, дополненное концепцией истории, в основании которой было учение о базисе в качестве материальной основы развития общества и надстройке – связанных с базисом, отражённых и превращённых формах общественного сознания. Философскую ценность диалектики Г.В.Ф. Гегеля с разных исходных позиций отвергали Фридрих Адольф Тренделенбург, Рудольф Гайм, Эдуард фон Гартман. Фридрих Ницше, который взял на себя миссию критики всей европейской философии от Сократа до современности и требовал радикального обновления её принципов и языка, к диалектике относился отрицательно, видел в ней отражение «моральных предрассудков» верующего мышления; вместе с тем справедливо указывал на связь диалектики Платона с трансцендентной реальностью, с Богом, и писал, что у Платона «божественная диалектика, ведущая свой род от самого Блага, ведёт ко всему благому (то есть как бы «назад»)». В XX в. учения о диалектике встречаются в ряде направлений западной философии – в неогегельянстве, в «диалектической теологии» Карла Барта, в экзистенциализме Жан-Поля Сартра, автора книги «Critique de la raison dialectique» («Критика диалектического разума»), и Карла Ясперса в книге «Philosophie», в интегральном гуманизме Жака Маритена, в диалогике Мартина Бубера, в «негативной диалектике» Теодора Адорно, в «философии надежды» Эрнста Блоха, в герменевтике Ханса-Георга Гадамера и др.; однако ни одному из них не удалось создать целостной концепции диалектики.

 



 
PR-CY.ru