ДИАЛЕКТИКА - Страница 18

В этой двойственности Абсолюта как единства тождественного и нетождественного в свёрнутом виде присутствует в качестве исходного пункта диалектического развития вся цепочка последующих логических определений, развёртываемых в абсолютном духе и абсолютной идее; Г.В.Ф. Гегель писал: «Как субстанция и всеобщая, себе самой равная постоянная сущность, дух есть неизменная и незыблемая основа и исходный пункт действования всех и их конечная цель (Zweck und Ziel) как мысленное «в себе» всех самосознаний». К важнейшим особенностям самой структуры диалектического мышления, согласно Г.В.Ф. Гегелю, принадлежит заимствованный из кантовского учения о рассудке принцип соединения категорий (когда первая и вторая соединены с третьей того же класса), усовершенствованный Г.В.Ф. Гегелем в качестве «триады» и используемый во всех без исключения его построениях. Понимание триады в качестве тезиса, антитезиса и синтеза («бытия в себе», «бытия для другого» и «бытия в себе и для себя») сделало возможным в рамках философии сознания и самосознания функционирование диалектики субъекта и объекта, сознания и предмета в их отношениях друг к другу. Принцип триады был использован Г.В.Ф. Гегелем для построения философской системы, которая по замыслу автора была аналогом самого триадического устройства сущего; окончательно сложившейся системе наук у Г.В.Ф. Гегеля (логика, философия природы и философия духа, со всеми возможными разветвлениями) соответствует развитие абсолютной идеи, которая в качестве божественного мышления (разума, логоса), существующего «в себе» (до времени и пространства), «отчуждала» себя в природу, «в бытие для другого», а затем в духе, высшей формой которого был абсолютный дух, возвращалась к своей божественной основе, становилась «бытием в себе и для себя», завершая в абсолютном знании (в формах искусства философии и религии) пройденный человечеством исторический путь. В свою очередь, составляющие этой большой триады делятся на новые триады: логика – на учения о бытии, сущности и понятии; философия природы – на механику, физику и органическую физику; философия духа – на субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Это деление также предполагает последующее деление: например, религия, входящая в триаду абсолютного духа, включает «естественную религию», «религию духовной индивидуальности» (греческую и римскую) и как завершение религиозно-исторического процесса – абсолютную религию, христианство как религию Откровения и полноты Истины. Другая конструктивная и одновременно содержательная особенность диалектики Г.В.Ф. Гегеля связана с соотношением триады и круга. В отличие от Платона, который прибегал в своих построениях к треугольникам, Г.В.Ф. Гегель в круге видел идеальную форму выражения триады с её принципом соединения и «снятия» противоположностей. В «Феноменологии духа», которую исследователи готовы рассматривать как первую попытку построения системы философии, а вместе с тем как величайшее сочинение Г.В.Ф. Гегеля, построение научной системы ставится в связь с целым: «Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие».

 



 
PR-CY.ru