ДИАЛЕКТИКА - Страница 12

Хотя исследователям трудно представить меру самостоятельности Иоанна Дамаскина в этой части книги, тем не менее, для них очевидно, что «Диалектика» несводима к одним эллинским источникам и содержит главы «Об ипостаси», «О лице», «О воипостасном» со ссылками на св. отцов. Иоанн Скот Эриугена, испытавший влияние восточного богословия (Максима Исповедника, Григория Нисского и др.), в сочинении «De divisione naturae» («О разделении природы») понимал диалектику как имеющую онтологическое основание в самом сущем, а вместе с тем как «искусство», в основе которого – умение разделять на роды и виды. Александр Иванович Бриллиантов отмечал, что идею «разделения природы» и терминологию Эриугена «заимствовал» не у Аристотеля, а у Максима. В философии и теологии Средних веков термин «диалектика» означал то же самое, что и логика. Превращению философского термина «диалектика» в одно из привычных слов для образованного человека периода Средних веков способствовали сложившиеся в поздней языческой Античности принципы гуманитарного образования, которые предполагали изучение философии и диалектики; они были унаследованы сначала Византией, где вместе с диалектикой изучались метафизика и «первая философия» (богословие), а затем начиная с IX в. использованы в латинских монастырских школах Западной Европы: в тривиуме (trivium), включавшем изучение «словесных наук» – грамматики, диалектики (на основе латинского перевода «Категорий», «Об истолковании» Аристотеля и «Введения к “Категориям” Аристотеля» Порфирия) и риторики, и в квадривиуме (quadrivium), науках о числе – арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Концепцию «семи свободных искусств» как философского восхождения к Богу развивал в эпоху так называемого Каролингского возрождения Алкуин. «В XI в., – писал Этьен Анри Жильсон, – философия сводилась к «диалектике» Аристотеля. Ни физика, ни антропология, ни метафизика, ни чисто рационалистическая мораль не были известны людям той эпохи. Понять священный текст означало, прежде всего, найти его смысл с помощью ресурсов, которыми владел диалектик». Представитель ранней схоластики Беренгарий Турский, склонный к рационализму, с помощью диалектического анализа пытался толковать таинство Евхаристии и был дважды осуждён Соборами католической церкви. Пьер Абеляр, стоявший на точке зрения концептуализма в разгоревшемся споре о природе универсалий, в сочинении «Диалектика» обсуждал логическую проблематику, в основном, связанную с «Категориями» Аристотеля и комментариями Порфирия и Боэция; в трактате «Возражение некоему невежде в области диалектики» Пьер Абеляр обосновывал правомерность использования диалектики как метода исследования Священного Писания ссылками на Августина Блаженного и толкованием евангельского стиха «В начале было Слово...» (Ин. 1:1), в котором усматривал оправдание диалектики как причастной к Самому Слову Божию и Премудрости Божьей. Любовь к диалектике Пьера Абеляра исследователи видят и в антитетической по своему характеру книге «Sic et non» («Да и нет»). Бернард Клервоский, один из суровых критиков богословских заблуждений Пьера Абеляра, осуждал его за пристрастие к «игре в диалектическое искусство».

 



 
PR-CY.ru