ДИАЛЕКТИКА - Страница 30

После Октябрьской революции в России в 1917 г., установления цензуры и преследования религиозных «философов-идеалистов» стало невозможным существование свободной и неподконтрольной государству философии. Марксизм-ленинизм, составной частью которого является диалектический материализм, был признан в качестве «единственно научного мировоззрения» и оставался единственно легитимным мировоззрением вплоть до распада СССР. Для советской партийной идеологии диалектика стала средством оправдания политической линии правящей партии, инструментом в борьбе с действительными и мнимыми противниками режима, с неугодным искусством и культурой, с целыми направлениями науки и научными теориями (теория относительности и др.). В учебных заведениях, в системе партийно-политического образования, охватывающего все слои населения, материалистическую диалектику с тремя её законами изучали по работам «классиков марксизма-ленинизма», преимущественно Владимира Ильича Ульянова (Ленина) и Фридриха Энгельса; с 1938 по 1953 гг., в основном, по работе Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) «История ВКП(б): Краткий курс» (второй раздел четвёртой главы «О диалектическом и историческом материализме»). Из работ В.И. Ленина привлекались «Материализм и эмпириокритицизм», «Три источника и три составных части марксизма», в которых диалектика понимается как «отражение вечно развивающейся материи», и в особенности «Философские тетради» (издано в 1933 г.), составленные из конспектов к основным сочинениям Г.В.Ф. Гегеля, с выписками и набросками, среди которых – фрагмент «К вопросу о диалектике». Основные положения этого фрагмента о единстве диалектики, логики и теории познания, тождестве противоположностей и переходе их друг в друга бесконечно цитировались в трудах советских философов в качестве «гениального вклада в сокровищницу марксизма-ленинизма», но вместе с тем в связи с толкованием материалистической диалектики как учения о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления породили споры о возможных способах их соединения. Объявленная чуть ли не философским «завещанием» В.И. Ленина задача написания диалектической логики как у Г.В.Ф. Гегеля, но на материалистической основе, несмотря на огромные усилия, потерпела неудачу. Марксистская диалектика советского периода практически на всех этапах её существования свелась к схоластическому комментированию отдельных положений «классиков», восхвалению и приспособлению их к политическим и идеологическим задачам «текущего момента». Редким исключением на этом фоне были труды историков философии Валентина Фердинандовича Асмуса (по истории античной философии и немецкому идеализму), Пиамы Павловны Гайденко, Михаила Александровича Дынника, Василия Павловича Зубова, Соломона Яковлевича Лурье, Александра Осиповича Маковельского, Мераба Константиновича Мамардашвили, Павла Сергеевича Попова, Василия Васильевича Соколова и др., которые посвящены различным историко-философским аспектам диалектики и отличаются профессиональным подходом.



 
PR-CY.ru