ДИАЛЕКТИКА - Страница 19

В «Науке логики», которая была задумана как продолжение начатого в «Феноменологии духа» пути, Г.В.Ф. Гегель писал: «Каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг… Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность, прорывает границу своей определённости и служит основанием более обширной сферы; целое есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется также и в каждом из них в отдельности». Система философии Г.В.Ф. Гегеля как учение об абсолютной идее в её развитии от божественного мышления к природе и к абсолютному духу и есть это «целое, состоящее из кругов», вместе с тем этот круг в качестве символа соединения начала и конца выражает основную направленность учения Г.В.Ф. Гегеля – философии всеединства и богочеловечества, понимаемого как соединение человечества с Богом. Принцип тождества бытия и мышления, основополагающий в учении Г.В.Ф. Гегеля, в своём диалектическом осуществлении тоже представляет собой круг, а вместе с тем триаду. Проблемы диалектики, природы диалектического мышления, отношения диалектики и формальной логики, разума и рассудка обсуждались Г.В.Ф. Гегелем неоднократно. В «Науке логики» он пытался на примере кантовского решения проблемы категорий показать, что природа мысли в её чистой и не искажённой логическими ошибками форме диалектична, что тезис, «всеобщее первое, рассматриваемое само по себе, оказывается иным по отношению к самому себе» (и тем самым непосредственное определение становится опосредствованным «во втором» – антитезисе); что возникшее «второе» как отрицание «первого», или «иное первого», «содержит внутри себя определение первого». Рассматривая вопрос о характере отношений между первым и вторым определениями, Г.В.Ф. Гегель отмечал, что исходное определение (само «непосредственное») аналитично, а его отрицание синтетично как «соотношение различённого, как такового, со своим различённым»; что третий момент триады – отрицание отрицания, синтез, есть возвращение к себе; «как снимающее себя противоречие эта отрицательность есть восстановление первой непосредственности, простой всеобщности»; это «понятие, реализовавшее себя через инобытие, слившееся с собой через снятие этой реальности и восстановившее свою абсолютную реальность, своё простое соотношение с собой. Этот результат есть поэтому истина» и «как возвратившееся в себя и тождественное с собой целое вновь сообщил себе форму непосредственности», тем самым он становится исходным пунктом для новой триады. В «Энциклопедии философских наук» Г.В.Ф. Гегель писал: «Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную, или рассудочную; β) диалектическую, или отрицательно разумную; ϒ) спекулятивную, или положительно разумную».

 



 
PR-CY.ru