ДИАЛЕКТИКА - Страница 15

Во второй книге П. Гассенди утверждал, что диалектика (аристотелевская) «бесполезна», «ничего не даёт для различения истинного и ложного», имеет очень мало отношения к научным достижениям; обличал учение Порфирия о невозможности существования акциденций вне субъекта («...между тем по нашей евхаристической вере акциденции существуют вне субъекта») и в своей критике отрицал ценность разделения на роды и виды, десять аристотелевских категорий, неправомерность разделения на субстанцию и акциденцию и др. Готфрид Вильгельм Лейбниц, соглашаясь с теми философами и логиками Возрождения и Нового времени, которые считали, что необходимо освободить философский язык от засилья схоластических терминов и сущностей, вместе с тем выступал против тех, кто отрицают диалектику как «определённые предписания искусства мышления». Иммануил Кант в своей философии возродил диалектику, связанную с её античными истоками и традициями. Это возрождение, сохраняющее конструктивное единство между диалектикой, учением об идеях и умопостигаемым миром, получает новое, глубокое обоснование и новый смысл в связи: 1) с основополагающим принципом философии, что не «наши знания должны сообразоваться с предметами», а, напротив, «предметы должны сообразоваться с нашим познанием»; 2) с разделением мира на «феномены», «вещи для нас» – пространственно-временной мир, природу и «ноумены», «вещи в себе» – умопостигаемый мир, существующий вне времени и пространства; 3) с учением о трансцендентальном субъекте познания, которое включает трансцендентальную эстетику (учение об априорных принципах чувственности) и трансцендентальную логику (учение о принципах чистого мышления) с её разделением на аналитику (учение о началах чистого рассудочного знания) и диалектику (как учение о разуме и критику «диалектической видимости»); 4) с разделением познания как имеющего опытный характер (в синтезе чувственности и рассудка на основе трансцендентального единства самосознания) и как внеопытного, связанного с теоретическим разумом, использующего категории рассудка за пределами их возможного опытного применения; 5) с разделением разума на теоретический и практический, с их областью компетенции, в первом случае в отношении к природе (необходимости), во втором – к нравственному миру и религии (свободе). Учение о разуме и диалектике И. Кант строил на основе теории идей, отмечая определённое сходство между своей концепцией и учением Платона, поскольку в них идеи не имеют непосредственного отношения к вещам, но составляют цель теоретического разума, а в нравственности, выступая в качестве идеи добра, связаны с законодательным характером практического разума. Однако сходство И. Канта с Платоном в учении о диалектике имеет ограниченный характер: И. Кант близок к аристотелевскому толкованию диалектики, а порой и к софистическому. И. Кант не рассматривает диалектику как учение об истине, не разделяет принципа тождества бытия и мышления, различает логическое основание вещи и её реальное основание. Понимание диалектики у И. Канта как учения о «диалектической видимости», возникающей в силу использования разума за границами его сверхопытного применения, по преимуществу носит отрицательный характер, указывает на возможные ошибки разума, обозначает границы, которые разум не должен переходить, чтобы избежать заблуждений.

 



 
PR-CY.ru