ДИАЛЕКТИКА - Страница 17

Но, продвигаясь от обусловленного к безусловному путём «регрессивного синтеза» и пытаясь мыслить мир в целом как «абсолютное единство ряда условий явлений», теоретический разум запутывается в противоречиях, применяя рассудочные понятия, предназначенные для познания вещей для нас («обусловленного»), в качестве средств для понимания вещей в себе («безусловного»); в отношении к математическим антиномиям это означает, что «мир не есть безусловно целое, и потому он не обладает ни бесконечной, ни конечной величиной»; 3) разрешение антиномий и объяснение причин их возникновения возможны с помощью трансцендентального идеализма, различающего познаваемые в опыте «вещи для нас» (феномены) и недоступные опыту и потому непознаваемые теоретическим разумом «вещи сами по себе» (ноумены); 4) существование антиномий является «косвенным доказательством» трансцендентальной идеальности явлений; 5) рациональная космология в качестве науки невозможна. В учении о трансцендентальном идеале, которое завершает исследование трёх диалектических умозаключений, И. Кант приходит к выводу: невозможно средствами теоретического разума доказать существование Бога, но невозможно доказать и Его несуществование, тем самым определяется граница между теоретическим разумом в его регулятивном применении и практическим разумом, для которого существование Бога, души и бессмертие являются постулатами веры. Диалектика  И. Канта, связанная непосредственно с учением о разуме, не исчерпывается последним, диалектические идеи характерны для учений об аналитических и синтетических суждениях как делении и связывании понятий, об априорных формах и эмпирическом содержании в понимании природы опыта, о принципах построения системы категорий рассудка, о синтезе чувственности и рассудка; исследователи отмечают, что все три «Критики...» завершаются темой диалектики. Диалектические конструкции и идеи встречаются и у «немецких романтиков», в философии Иоанна Георга Гамана, в учении Иоганна Готлиба Фихте о противопоставлении «я» и «не-я», о свободе и необходимости и др. В философии Г.В.Ф. Гегеля диалектика, впервые со времён Платона, занимает центральное место. Само употребление термина «диалектика» по отношению к Абсолюту, идее, духу, категориям бытия и познания, сознания и самосознания, религии и истории, государства и права, науки и искусства, природы свидетельствует не только о многообразии функций и значений, усваиваемых Г.В.Ф. Гегелем диалектике, но и об универсальном её характере. У Г.В.Ф. Гегеля диалектика выражает суть его философствования, лежит в основании его понимания и познания бытия, неразрывно связана с принципами построения философии как системы наук, обеспечивает внутреннее единство системы и метода. К существенным определениям диалектики Г.В.Ф. Гегеля, имеющей онтологический характер, исследователи относят то, что это диалектика сознания и самосознания, изнутри определяемых как отношение объекта и субъекта и обнаруживаемых в качестве объективной и субъективной диалектики (логики). Такое понимание диалектики уже заключается в самом толковании Абсолюта у Г.В.Ф. Гегеля как «субстанции» и равным образом как «субъекта».

 



 
PR-CY.ru