АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 11

Книги 1, 2 описывают структуру мира в целом с неподвижной землёй, расположенной в центре, и шарообразным небом; здесь же обсуждается проблема самого совершенного (ближайшего к периферии) «пятого элемента» – эфира, который естественным образом вечно движется по кругу и с движением которого согласованы сферы звёзд и планет. В книге 3 Аристотель специально рассматривает подлунную область: речь идёт, в частности, о традиционных четырёх элементах (огне, воздухе, воде и находящейся в центре земле) и свойственных им естественных прямолинейных движениях вверх (от центра) и вниз (к центру), а также, в книге 4, – о тяжёлом и лёгком. Трактат «О возникновении и уничтожении», развивая тему книги 5 «Физики» об изменении по принципу противоречия, продолжает книгу 3 трактата «О небе»; в книге 1 исследуется отличие возникновения и уничтожения от качественного изменения (в последнем случае меняются свойства, но остаётся тем же самым субстрат) и роста и убыли (т.е. изменения количества при той же сущности), порождение, оказываемое и испытываемое воздействие, смешение; в книге 2–4 основных свойства тел (тёплое, холодное, влажное, сухое) и четыре элемента (огонь – тёплое и сухое, воздух – тёплый и влажный, вода – холодная и влажная, земля – холодная и сухая), ни один из которых не прост; взаимопревращение элементов; движение солнца по эклиптике как причина возникновения (при приближении) и уничтожения (при удалении), которые бывают циклическими и неповторяющимися. «Метеорологика» рассматривает в книге 1–3 происходящие по природе, но менее упорядоченные движения Млечного пути, комет, воспламенения и движущиеся огни в небе, облака, туман, радугу и т.п.; части Земли и их состояния; происхождение рек; ветер и землетрясения, громы, смерчи; книга 4 возвращает к проблематике «Возникновения и уничтожения» (взаимопереходы элементов и их свойства: активные, т.е. теплота и холод, и пассивные, т.е. сухость и влажность) и рассматривает варение, созревание, кипячение; высыхание и увлажнение; сгущение, разряжение; подобочастные тела (мясо, кровь, семя, кости, волосы, жилы). К физике непосредственно примыкают биологические трактаты Аристотеля, поскольку в них также анализируются доступные наблюдению движения одушевлённых существ. Именно об этом идёт речь в трактате «О душе»: исследование души – дело «физика», поскольку её состояния неотделимы от природной материи живых существ. Книга 1 посвящена критике мнений предшественников о душе, в частности, показывается невозможность для души быть причиной движения или самодвижным началом, гармонией, пространственной величиной, самодвижущимся числом. Книга 2 даёт определение души как первой энтелехии естественного тела, обладающего в возможности жизнью и снабженного органами. Душа неотделима от одушевлённого тела, т.е. такого, которому свойствен хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), воображение, стремление, движение и покой в пространстве, питание, упадок, рост. Душа – причина живого тела в смысле сущности и в смысле цели, поскольку все естественные тела суть орудия души, существующие ради неё. Благодаря органам чувств душа способна воспринимать формы без материи, и у неё есть некий изначальный орган чувства («общее чувство»).

 



 
PR-CY.ru