АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 10

 

Книга 3 рассматривает само понятие движения: оно есть действительное изменение того, что может изменяться в отношении сущности, количества, качества, времени, места. Движение возможно только при наличии непрерывного, т.е. бесконечно делимого, при этом бесконечность, с которой имеет дело физика, – потенциальная бесконечность (или бесконечное становление, т.е. непрекращающаяся возможность перехода к другому), поскольку не может быть бесконечно большого чувственно воспринимаемого тела. Книга 4 – о месте и времени. Место имеет три измерения, и его можно определить как существующую отдельно от тела (в отличие от формы), неподвижно объемлющую (в отличие от материи) его первую границу: как сосуд есть переносимое место, так место есть непередвигающийся сосуд. Поскольку место всегда предполагает способное к перемещению чувственно воспринимаемое тело, Аристотель отрицает наличие пустоты и признаёт только движение в среде и «близкодействие» при передаче движения. Точно так же и время несомненно связано с движением и изменением. Так же как и пространство (совместно с которым оно всегда существует), оно с трудом поддаётся определению: время состоит из того, чего уже нет (прошлого), того, чего ещё нет (будущего) и границы между ними, т.е. настоящего, того «теперь», благодаря которому время и непрерывно, и может быть сосчитано. Поэтому время можно определить как подлежащее счёту число движения тела, или меру его движения и покоя. В книге 5 Аристотель разбирает три вида изменения: из не-субстрата в субстрат и из субстрата в не-субстрат (возникновение и уничтожение, или изменение по принципу противоречия), а также из субстрата в субстрат (движение в собственном смысле, или изменение по принципу противоположности), которое может быть изменением только качества, количества и места, а к другим категориям неприменимо. Аристотель рассматривает также понятия «вместе», «раздельно», «касание», «промежуточное», «следующее по порядку», «смежное», «непрерывное», единое движение, движение в противоположное и т.д. Книга 6 доказывает необходимость для всего движущегося и изменяющегося бесконечной делимости по времени и на части, а о неделимости можно говорить только по отношению к качественным изменениям и по отношению к «первому времени», за которое произошло изменение; здесь же рассмотрены четыре апории Зенона Элейского («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион»). Книга 7 доказывает необходимость первого двигателя как целевой причины, «того, откуда начало движения», как непосредственно (через соприкосновение) движущего. Книга 8 утверждает, что не было и не будет времени, когда бы не было или когда не будет движения (вечность мира). Следовательно, должен вечно существовать неподвижный первый двигатель, лишённый частей и величины. При этом все тела иногда покоятся, иногда движутся: одни – по совпадению, другие – сами по себе, или по природе. Никакое изменение и движение по прямой не может быть непрерывным. Единственное непрерывное и при этом единое движение есть движение по кругу: оно же есть первичное движение. Трактат «О небе» непосредственно примыкает к «Физике» и начинается с вопросов, в ней уже обсуждённых: предмет физики, определение физического тела, бесконечности вселенной (невозможность бесконечного тела), естественных движений и т.д.

 



 
PR-CY.ru