АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 13

5. Подлежат рассмотрению только сущности или также и привходящие свойства? 6. Следует ли признать роды началами и элементами, или они суть части, на которые делится всякая вещь? 7. Если роды суть начала, то таковы роды, сказываемые о единичном (которое, прежде всего, определяется через вид, началом которого обязательно служит род), или первые роды (сущее, единое)? 8. Есть ли материальная причина и помимо этого причина как таковая, и отделена она или нет, и много их или нет? И есть ли что-то помимо составного целого (оформленной материи, подлежащего, о котором нечто сказывается), или для одного есть, а для другого нет, и что это? 9. Ограничены ли начала по числу и по виду? 10. У преходящего и непреходящего одни и те же начала или разные? 11. Являются сущностью реально существующих вещей единое и сущее, как считают пифагорейцы и Платон, или же Дружба, как у Эмпедокла, или же огонь, вода и воздух? 12. Есть ли начала нечто общее, или они подобны единичным вещам? 13. Существуют они в возможности или в действительности? 14. Числа, линии, фигуры и точки суть сущности и отделены ли они от вещей или же находятся в них? Книга 4 показывает, что одна и та же наука должна рассматривать первые причины сущего как такового, каковое, по Аристотелю, есть то же самое, что и единое, причём ни сущее, ни единое не существуют отдельно. Та же наука рассматривает и то, что им присуще, а также начала доказательства. Аристотель настаивает на невозможности в одно и то же время быть и не быть и считает это положение – закон тождества – самым достоверным из всех начал. Этот закон оставался основополагающим для всей европейской науки вплоть до XVII в. Книга 5 представляет своего рода словарь основных терминов аристотелевской философии: Аристотель рассматривает шесть значений «начала», четыре значения «причины», определение «элемента», шесть значений «природы», три значения «необходимого», приложение понятия «единое», четыре значения сущего, четыре значения сущности, приложение понятия тождества, четыре вида противолежащего, два значения «дюнамис», определения количества, множества, величины, четыре значения качества, виды соотнесённости, законченности, четыре значения предела, употребление «то, в силу чего», понятие расположения, два значения «обладания или свойства», четыре значения «лишённости», значения «иметь», значения «быть из чего-то», значения «части», три значения «целого», «нецельное» и возможность целого стать нецельным, четыре значения «рода», значения «ложного», два значения «присущего привходящим образом». Книга 6 показывает отличие первой философии от наук практических, творческих и от двух других теоретических наук: математики и физики, поскольку только она (наука о божественном) исследует сущее как сущее. Аристотель рассматривает случайное бытие и показывает, что нет науки о привходящем, а также отмечает отличие сущего в смысле истины (т.е. того, что соответствует истинному суждению) от сущего как такового. Книга 7 показывает, что сущее как таковое есть первое во всех смыслах: по определению, по познанию и времени. Но нужно рассмотреть, только ли со сферой чувственно воспринимаемого связаны сущности. О сущности говорится преимущественно в четырёх значениях: как о чтойности, общем, роде и субстрате-подлежащем.

 



 
PR-CY.ru