АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 28

Курсы лекций, читанные в Москве в 1710 гг. иеромонахом Стефаном (Прибыловичем), в 1720 гг. епископом Гедеоном (Вишневским) и в 1730 гг. Анатолием Кувечинским, были основаны на схоластизированном Аристотеле. В середине XVIII в. в европейских, а позже и в российских университетах наблюдается смена канона образования – с Аристотеля на Х. Вольфа. Все многочисленные учебные пособия, составленные по Аристотелю, заменяются изложением вольфианской философии Х. Баумейстера. Академические курсы философии Ивана Козловича (1740-е гг.) и Владимира Каллиграфа (1750–1760 гг.) были составлены по вольфианским образцам. Таким образом, Аристотель в своём искажённом схоластизированном варианте был надолго вытеснен на периферию научного сознания России. Ещё в конце XVII в. в России появился рукописный перевод первой книги «Физики» (сохранилось два списка), но лишь с середины XVIII в. начинают издаваться произведения Аристотеля. В 1757 г. в Санкт-Петербурге выходит один из первых переводов «Политики» («Аристотеля о гражданском учреждении книга II, переведённая с греческого языка Г.П.»). В 1852 г. в сочинении «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» Иван Васильевич Киреевский выводит два противоположных друг другу «по духу, а не по степени» типа образованности – западный и восточный. У истоков одной он обнаруживает губительную рассудочность Аристотеля, у истоков другой – живительный гений Платона. В системе Аристотеля И.В. Киреевский видит стремление к благоразумному, а значит, земному, тогда как в Платоне он прозревает метафизический императив. «...Греческие христианские мыслители явно предпочитали Аристотелю Платона... потому, что самый способ мышления Платона представляет более цельности в умственных движениях, более теплоты и гармонии в умозрительной деятельности разума». Крупнейшие русские философы следующего поколения Владимир Соловьёв и князь Сергей Николаевич Трубецкой, обращаясь к Античности, сделали свой недвусмысленный выбор в пользу Платона. Соловьёв начинает грандиозный проект перевода сочинений Платона с подробными комментариями, предварив его большим очерком «Жизнь и произведения Платона». С.Н. Трубецкой у Платона находит «элементы позднейшего учения о Логосе», хотя именно Аристотель, согласно С.Н. Трубецкому, «является основателем телеологического миросозерцания», т.к. в «логосе совпадает... и «форма» вещи, и её конечная «цель», и самое начало, или производящая причина всего процесса».



 
PR-CY.ru