АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 17

Несколько уплощённое видение универсума компенсируется у Аристотеля необыкновенной детализацией философского рассмотрения и постоянной установкой на научный характер философского исследования. Но при этом Аристотель, критикующий ряд платоновских концепций, не выходит за пределы платонизма, почему его критика всегда остаётся непоследовательной. Отказываясь, например, от самостоятельного существования идей и индивидуальной бессмертной души, он вводит в философию отдельно существующий ум, являющийся неподвижным вечным двигателем, и множество душ разных видов: растений, животных и людей. Аристотель дал существенное развитие самому институту философской школы, созданной Платоном, и именно поэтому оказался востребован в последующей философской и богословской традиции, прежде всего, в позднеантичном платонизме и христианстве, но также у арабов и евреев. Этим и определяется его роль главного школьного авторитета, к которому неизменно обращаются ради укрепления складывающейся школьной традиции, но который стремится оспорить всякая новая эпоха, существенно расширяющая свой интеллектуальный горизонт. Влияние Аристотеля на последующую философию было как непосредственным – благодаря преподаванию и через его эксотерические (преимущественно в эпоху эллинизма) и эсотерические (начиная с Андроника Родосского) сочинения, – так и через его многочисленных учеников, развивших его естественнонаучные, исторические, историко-научные и историко-литературные труды. Глубина этого влияния объясняется тем, что Аристотель изменил сам характер философии, впервые сделав её профессиональным занятием, независимой от политики и самостоятельной – т.е. не сводимой ни на какую другую – интеллектуальной деятельностью. Именно благодаря Аристотелю академическое деление предметов философского диспута на логические, этические и физические получило значение школьного деления философии на логику, этику, физику, которое восприняли все философские школы эллинизма и которое ещё И. Кант признавал естественным. Оснащённость азами философских знаний рассматривалась как обязательная примета свободного гражданина уже в Риме I в. до н.э., почему платоник Цицерон, хорошо знавший эксотерические сочинения Аристотеля, но также знавший и о его школьных работах, неоднократно ссылается на него в риторических сочинениях и, в частности, пишет «Топику» со ссылкой на «Топику» Аристотеля. Уже к конце I в. до н.э. знаменитыми становятся «Категории» Аристотеля, с которыми полемизируют платоники (Евдор Александрийский); в среде пифагорейцев под именем Архита имеют хождение «Категории» на дорийском диалекте (определить время создания которых исследователям трудно). Ко II в. н.э. благодаря деятельности аристотеликов оказывает влияние на естествознание и медицину (Птолемей, Гален) аристотелевская логика; она же входит в поле зрения платоников и постепенно включается в общие курсы платоновской философии. На христианство Аристотель до III в. оказывает незначительное влияние, притом что «признаваемый всеми мудрейшим Платон», учивший о вечном Боге и творении, даже если не во всём вызывает согласие, тем не менее, безусловно, привлекает внимание как последователь Моисея, с сочинениями которого Платон, согласно его биографам, знакомится во время совершённого им путешествия в Египет.

 



 
PR-CY.ru