АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 14

По существу, сущность есть суть бытия, чтойность, нечто одно, определённое нечто. Сущность есть то, что не сказывается о подлежащем, но о чём сказывается всё остальное, поэтому сущим оказывается материя-субстрат. Но сущностью («первой сущностью») не может быть общее, которое всегда сказывается о субстрате, и род, который не существует помимо видов; так что некими отдельными сущностями не могут быть и идеи, во всяком случае, признающие их не могут показать, как они могут существовать помимо единичных чувственно воспринимаемых вещей. Но сущностью является то, что существует по природе, и сама природа в качестве начала. Книга 8 закрепляет понятие сущности как субстрата и материи, т.е. носителя всех свойств вещи и основу её возможных изменений. Определение сущности вещи есть её определение либо как некой материи (того, что есть в возможности), либо как формы данной вещи и осуществлённости (того, что в действительности), либо как оформленной или осуществлённой материи. При этом единство определения обусловлено единством существующего предмета, а не его причастностью единству и бытию как родам, существующим отдельно помимо единичных существующих вещей. Книга 9 вновь возвращается к рассмотрению разных значений возможности-способности и деятельности-действительности, имеющей в виду осуществление, и устанавливает первичность действительности по отношению к возможности по определению, по времени и по сущности, в том числе как вечного и необходимо сущего. Обнаруживается сущее в возможности через деятельность: причина этого в том, что мышление есть деятельность. Книга 10 начинает с четырёх основных значений разбиравшегося ранее «единого»: непрерывное, целое, единичное, неделимое для понимания и познания как причина единства сущности. Уточняя, что значит «быть единым», Аристотель подчёркивает значение «быть неделимым как определённое отдельно существующее нечто», а скорее всего – «быть первой мерой для всякого рода», главным образом, для количества, но также и для качества. Критикуя пифагорейцев и Платона, он показывает, что отдельно существующего единого самого по себе быть не может. Рассматривается принцип противоположности как наибольшего (законченного, или совершенного) различия в одном и том же роде, в связи с чем первичной оказывается противоположность обладания и лишённости. Также анализируется специфика противопоставления единого и многого, равного и большого и малого, мужского и женского, преходящего и непреходящего. Книга 11 обсуждает апории 2–6 книги 3. Ещё раз уточняется, что философ исследует сущее как таковое; поэтому философ как философ исследует начала наук, а не их специфический предмет (свойства и начала определённого рода сущих). При этом начала не могут быть прямо доказаны, но возможно доказательство от противного, поскольку из двух противоположных утверждений об одном и том же одно должно быть ложным. Разные виды изменений (по противоречию: из не-субстрата в субстрат, из субстрата в не-субстрат, что не есть движение; по противоположности: изменение количества, качества, места – именно таковы три вида движения); невозможность беспредельного тела; необходимость того, что первым приводит в движение.

 



 
PR-CY.ru