АРЕОПАГИТИКИ - Страница 20

Весь мир, утверждает Пседо-Дионисий, стройностью и порядком отражает в себе Божественную гармонию. Он также имеет строгую иерархическую структуру, соответствующую Божественному первообразу и восходящую, в частности, к такому Божественному свойству, как справедливость. Иерархическая структура мира построена по принципам: близость к Богу по природе, степень единства и просветленности, а также сложность организации (совершенства). Ближе всего к Богу находятся бестелесные мыслящие и разумные существа –  «умы», или ангелы, далее идут телесные разумные («словесные») существа – люди (или, точнее, «души»), еще ниже – обладающие чувствами животные, еще ниже – обладающие жизнью растения и, наконец, неживая природа (просто «сущее»). Более обобщенно в «Ареопагитиках» первый и второй уровни называются «благобытием», остальные – «бытием». Иерархия, согласно «Ареопагитикам», – это «священный порядок, знание и деятельность, уподобляющаяся, насколько это возможно, Божественному первообразу». Начало иерархии восходит к Святой Троице – «единственной причине всего сущего». Следуя Своей справедливости, Бог «наделяет всех по достоинству и определяет для каждого подобающую меру, красоту, порядок и устройство». Цель иерархии – «уподобление Богу и соединение с Ним», насколько это возможно, что, в конечном счете, есть обожение. У каждого сущего есть собственный природный логос, наделяющий его сущностью и соответствующий Божественной идее. Промысел Божий обнимает все настоящее, прошедшее и будущее и является одним из основных понятий для учения «Ареопагитик» о творении, приближающихся к учению о Божественном предведении. Бог есть начало, середина и предел всего сущего, которое Он «просто и неограниченно предымеет в Себе посредством совершенных благостей Своего единого и всепричинного промысла». При этом Божий промысел распадается на всеобщий и частный. Иерархическое видение небесных сил, которое мы встречаем в «Ареопагитиках», не было нововведением, как и само слово. Небесная иерархия имеет девять чинов: 1. Серафимы. 2. Херувимы. 3. Престолы. 4. Господства. 5. Силы. 6. Власти. 7. Начала. 8.Архангелы. 9. Ангелы в собственном смысле. В указании на девять чинов небесной иерархии Псевдо-Дионисий продолжает церковную традицию, имеющую несомненные библейские истоки. Так, в Ветхом Завете прямо говорится только о трех чинах: очень часто об ангелах (Быт. 28:12), а также о херувимах (Быт. 3:24; Езек. 10:5) и серафимах (Ис. 6). Архангелы Михаил (Дан. 10:13), Гавриил (Дан. 8:16) и Рафаил (Тов. 7:8), упоминаемые поименно (в поздней ветхозаветной литературе), составили чин архангелов. Ефрем Сирин в соответствии с ветхозаветной ангелологией называет четыре чина: «Ангелы, архангелы, херувимы и серафимы не смеют взирать на Бога». Остальные пять чинов (начала, власти, силы, господства, престолы) были указаны апостолом Павлом (Еф. 1:21; Кол. 1:16), который упоминает также об ангелах (Рим. 8:38) и архангелах (1 Фес. 4:16). Дальнейшее развитие учения об иерархии до появления «Ареопагитик» шло по линии постепенного сведения ангельских чинов в единый перечень, в котором число чинов было различным. В раннем святоотеческом богословии указывалось семь ангельских чинов (по числу «7» небес в соответствии с представлениями древнего мира), например, у Иринея Лионского (II в.) или позднее у Василия Великого.

 



 
PR-CY.ru