АРЕОПАГИТИКИ - Страница 18

Повторяя Платона, Псевдо-Дионисий говорит, что Бог, как солнце, всюду распространяет «лучи всецелой Благости, благодаря которым возникли все духовные и разумные сущности», и все остальное. Природа Блага не терпит ограниченности и замкнутости, но от переполнения выходит из своих пределов. С этой точки зрения творение мира для автора «Ареопагитик» (так же как и для неоплатоников) есть процесс природно необходимый. Благости свойственно призывать к общению с Собой сущее. Божественное Благо есть начало, середина и конец всех тварных существ: «Именно из Блага все возникло и существует, произойдя из Него, как из совершенной Причины, и в Нем все состоялось, будучи хранимо и содержимо в Нем, как во всеобъемлющей глубине, и в Него все возвращается как в свой собственный предел, отведенный для каждого, и к Нему стремится». Творение, согласно «Ареопагитикам», совершается Богом по определенным вечным идеям, или «образцам». Здесь мы встречаем, по-видимому, самое яркое проявление платоновского реализма в восточном святоотеческом богословии. Автор «Ареопагитик» называет образцами «предсуществующие в Боге в единстве, творящие сущность логосы сущих», а также «предопределения и Божественные благие воления, разделяющие и творящие сущее, в соответствии с которыми пресущественный (Бог) предопределил и произвел все сущее». С этой точки зрения процесс творения мира является уже не необходимым, а свободным творческим актом. Божественные идеи, таким образом, – это «начала сущих», или «самопричаствующие». Божественный Ум «обнимает все превосходящим все знанием и, как Причина всего, предзаключает в Самом Себе знание всего». Бог знает сущее «тем же самым знанием, каким знает Самого Себя, а не в результате изучения сущего» и этим Своим единым знанием творит мир. Все сущее причастно Богу, будучи причастно Божественным идеям. При этом Бог для всех причастных Ему тварей целиком доступен причастию, подобно центру окружности, которому причастны все ее радиусы, хотя в Своей пресущественности Он остается непричастным. Учение «Ареопагитик» о Божественных идеях тесно соприкасается с учением о Божественных свойствах, так что Божественные свойства (например, Благо, Красота), так же как и идеи, суть причины всех вещей, в какой-то степени обладающих данными свойствами. Хотя Бог сотворил мир по Своим вечным идеям, сам мир существует не в вечности, а во времени. Бог создал его не из Самого Себя и не из предсуществующей материи, а из небытия, как «творящий виды (сущего) из несущего». Вместе с тем «Ареопагитики» признают существование в мире сотворенной Богом материи как первоосновы мира, воплощающей в себе нематериальные Божественные идеи-образцы, в результате чего возникают их тварные, материальные «отображения или подобия». Мировая материя, будучи «сама по себе бескачественна и бесформенна», всегда «причастна порядку, красоте, форме». В согласии с платоновской традицией «Ареопагитики» определяют метафизическую природу зла как «отсутствие блага». А так как благо есть сущее, то зло – это отсутствие бытия, или просто «не-сущее». Зло не есть самостоятельная сущность, но лишь случайное свойство, акциденция. Оно возникает в результате ослабления, бессилия или недостаточности знания блага, или веры в него, или стремления к нему, или его осуществления.

 



 
PR-CY.ru