АРЕОПАГИТИКИ - Страница 12

Современные исследователи пришли к выводу, что установить авторство не представляется возможным. Мнение значительного числа ученых склоняется к тому, что их автор был монахом сирийского происхождения (как показывает его знакомство с антиохийской литургией), тесно связанным с Афинской школой платонизма времен Прокла, которого автор сборника внимательно читал (во всяком случае), или Дамаскием, который мог быть знаком с входящими в него сочинениями. Идентификации их автора с тем или иным лицом, оставшиеся недоказанными, иногда позволяли выявить характерные идейные взаимосвязи «Ареопагитиков» с другими сочинениями. Попытки узнать в их авторе одного из монофизитских деятелей, хронологическая близость сборника времени монофизитских споров и его первое цитирование монофизитами долгое время вызывали подозрение в монофизитстве автора. Однако это не подтверждается содержанием мест, использовавшихся монофизитами, к тому же сборник в VI в. среди православных сторонников Халкидонского собора пользовался не меньшим авторитетом, чем среди монофизитов. Тот факт, что автор «Ареопагитков» не использовал ни догматические вероопределения Халкидонского собора, ни известную христологическую формулу Кирилла Александрийского, ни монофизитские формулы, и его полная непричастность богословским спорам объясняются не только стремлением выдать себя за мужа апостольского времени, но, прежде всего, его философскими интересами и попыткой изложить учение о Воплощении в терминах, необычных для православного богословия того времени. В настоящее время акцент исследований переместился с поисков автора, которые не привели к отождествлению с каким-либо известным историческим лицом, на конструктивный анализ самого содержания «Ареопагитик». Установлено, что порядок сочинений, входящих в корпус, разный: в рукописных сборниках он один, а, начиная с первых изданий, он соответствует хронологии сочинений, которая устанавливается на основании внутренних ссылок. В «Ареопагитиках» также делаются ссылки на другие сочинения («Об ангельских свойствах и чинах», «О душе», «О праведном и о Божественном оправдании», «О божественных гимнах», «Об умопостигаемом и постигаемом чувствами», «Богословские очерки», «О символическом богословии», «О справедливом и божественном суде») с кратким указанием их основного содержания. Кроме того, автор обращается к несохранившимся сочинениям своего «учителя» Иерофея «Гимны любви» и «Начала богословия» и приводит из них выдержки. Скорее всего, полный текст сочинений Иерофея и упоминаемые сочинения самого Дионисия никогда не были написаны, иначе сохранился бы какой-нибудь след в рукописной традиции, в переводах или в цитировании; однако и без них «Ареопагитики» представляют собой законченное целое. Имеется множество и других сочинений, дошедших до нас с именем Дионисия Ареопагита (с претензией на то, чтобы быть включенными в «Ареопагитики»). 1) Три послания: Аполлофану (написанное по-гречески между VI и VII вв.), Тимофею (о страданиях апостолов Петра и Павла, сохранившееся на латинском, сирийском, армянском, грузинском и эфиопском языках), Титу (на армянском языке). 2) Автобиография – на сирийском, коптском, арабском, грузинском и армянском языках. 3) Астрономический трактат на сирийском языке. 4) Исповедание веры на арабском языке. 5) Литургия в латинском переводе с сирийского языка.



 
PR-CY.ru