АРЕОПАГИТИКИ - Страница 17

Это бытие Трех Ипостасей Божества не может относиться к проявлениям Бога вовне, Его отношениям к тварному бытию. Поэтому «Ареопагитики» признают изначальность бытия Троицы Ипостасей. Именно Святая Троица и есть Тот апофатически-непознаваемый, пресущественный Бог-в-Себе, проявляющий Себя во множестве свойств, имен и сил. Это выглядит непоследовательно с точки зрения неоплатонической философии с ее субординатической триадой: вышебытийное Единое – Ум – Душа, но совершенно необходимо у Псевдо-Дионисия, как христианского богослова. Другая неоплатоническая триада (триада «умопостигаемого мира»: бытие – жизнь – ум) никак не соотносится в «Ареопагитиках» со Святой Троицей, но по справедливости является лишь составной частью общих Божественных свойств-имен, нераздельно принадлежащих всей Святой Троице. Согласно «Ареопагитикам», «Единое, непознаваемое, пресущественное, Благое само по себе» – это и есть «единобожественная и единоблагая Троичная Единица», «благоначальная и преблагая Троица». При этом автор различает в Боге единую сущность («сверхсущность») и Три Ипостаси и не сливает их: «В самом единстве каждая из начальных Ипостасей пребывает самостоятельно, не смешиваясь и не сливаясь с другими». Все Божественные имена или свойства относятся к общей Божественной сверхсущности. Ипостаси же, обладая во всей полноте единой пресущественной Божественностью и всеми Божественными свойствами (как апофатическими, так и катафатическими), отличаются друг от друга ипостасными свойствами. Псевдо-Дионисий не останавливается подробно на всех ипостасных свойствах, но указывает на самые главные – монархию Отца и «причиненность» Сына и Святого Духа: Бог Отец – «единый источник пресущественного Божества», или «Божество-Источник», Сын же и Святой Дух получают Свое ипостасное бытие от Отца, будучи «как бы Богонасажденными Побегами, Цветами или пресущественными Светами, происходящими от богородящей Божественности». Различаясь друг от друга и не сливаясь друг с другом, Ипостаси Святой Троицы, тем не менее, не вносят разделения в Бога, но, обладая единой Божественной сверхсущностью, свойствами и силами, Они «пребывают и присутствуют друг в друге, целостно сверхсоединяясь и не сливаясь (друг с другом)». Это «взаимопребывание» Ипостасей в «Ареопагитиках» сравнивается со светом, исходящим от трех светильников, находящихся в одной комнате: свет каждого из них полностью проникает в свет другого, но при этом остается особенным, отличным от других светом. Однако тайна Троичного бытия Единого Бога до конца непостижима, и в учении «Ареопагитик» о Святой Троице есть своя апофатическая сторона – апофатика триединства, которую «невозможно ни сказать, ни помыслить». Действительно, «все превосходящее Божество, воспеваемое как Единица и как Троица, не есть ни единица, ни троица в нашем понимании». Святая Троица бесконечно превосходит все наши представления об отцовстве, сыновстве, духе: «Отец и Сын совершенно запредельны всякому Божественному отечеству и сыновству», и Бог «не есть ни Дух в известном нам смысле, ни сыновство, ни отцовство, ни что-либо другое из того, что мы или кто-то другой мог бы познать». Автор «Ареопагитик» часто говорит, что причина творения мира – Божественная благость: «Пресущественный Бог по благости осуществил все сущности сущих и привел их в бытие». Для Бога как единого сущностного Блага существовать – значит, распространять благость на все сущее.

 



 
PR-CY.ru