АРЕОПАГИТИКИ - Страница 15

Тема непознаваемости Бога остается лейтмотивом всех его сочинений. Другой особенностью учения «Ареопагитик» о Боге является выраженное в неоплатонических терминах представление о вышебытийности и пресущественности Бога. Это означает, что Бог-в-Себе, «Бог сокрытый» выше всякого бытия и всякой сущности, не только чувственной, но и умопостигаемой. Согласно «Ареопагитикам», Бог пребывает Сам в Себе и не выходит за пределы Своей сокрытости. Возвышаясь над сущностью, Он «существует пресущественно». Бог «не есть тело, не имеет ни образа, ни формы, ни качества, ни количества, ни величины... и ничем другим из чувственного Бог не является и не обладает». Бог не есть также «ни душа, ни ум; Он не имеет ни представления, ни мнения, ни разума (слова), ни мышления... (Бог) не есть ни сила, ни свет, ни жизнь, ни сущность, ни вечность,... ни знание, ни истина,... ни премудрость, ни единое, ни единство, ни Божественность, ни благость,... и вообще, ничто из сущего и не-сущего». Поэтому Бог, в сущности, «безымянен», «пресущественно неопределенен», бесформен и безобразен. О Боге в собственном смысле нельзя даже сказать того, что Он существует: Бог – «само небытие, как пребывающий за пределами всякой сущности». Поэтому Бог Сам-в-Себе абсолютно непознаваем для какого тварного существа и недоступен для причастия. Эта непознаваемость (апофатичность Бога) в «Ареопагитиках» приближается к непознаваемости и сокрытости Божественной сущности в учении великих каппадокийцев. Хотя Бог «выше всякого утверждения и отрицания», автор «Ареопагитик» считает «путь отрицаний» более подходящим для богословия, чем «путь утверждений». Апофатическое отрицание в «Ареопагитиках» означает несоизмеримое превосходство Творца над всем тварным, а не Его недостаточность, поэтому равным образом применяются к Богу выражения как с частицей «не», так и с частицей «сверх». Вслед за Григорием Нисским автор «Ареопагитик» называет этот момент в Божественном сверхбытии «неощутимым и невидимым» (или «пресветлым мраком»). Хотя Псевдо-Дионисий и стремится вывести понятие о Боге за рамки всякой определенности и именуемости, он (как и неоплатоники) склоняется к тому, чтобы мыслить Бога в качестве Единого или, точнее, «пресущественного Единого», предшествующего всякой множественности и самому числу. Бог, таким образом, согласно «Ареопагитикам», не имеет адекватного имени. В то же время из Священного Писания известно, что Он имеет множество имен, Он «многоименен» или даже «бесконечно многоименен». Что же означают эти имена? По Псевдо-Дионисию, все эти имена не суть Бог Сам-в-Себе, но Бог в Его многообразных отношениях к тварному бытию. Эти имена суть Его вечные «проявления» как Первопричины тварного бытия, или «исхождения» Бога из Собственной сокрытости, единства и простоты, для того чтобы тварные сущности могли стать Ему причастными. Кроме «единств» в Нем есть и «различия», неделимо различающие в непостижимой простоте Бога множество определений. Это – полнота Божественных свойств, которые составляют уже второй (производный) момент Божественной сверхсущности. Главные из этих свойств-имен – Благо, Свет, Красота, Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный, Единый. В них Бог выступает из Своей непостижимости и Своего единства. В «благодетельных» или «сущетворящих исхождениях» Бог отдает Себя в дар всем сущим и изливает на них «причастие всех благ».

 



 
PR-CY.ru