АРЕОПАГИТИКИ

АРЕОПАГИТИКИ – термин, употребляющийся для обозначения корпуса текстов Дионисия Ареопагита, включающего в себя четыре трактата: «О небесной иерархии» (описание небесного мира), «О церковной иерархии» (описание и истолкование земного священно- и церковнослужения), «О божественных именах» (рассуждения о свойствах Божьих), «О мистическом богословии» (рассуждение о неизреченности Существа Божья). Трактаты адресованы апостолу Тимофею, епископу Эфесскому (адресату апостола Павла). Сборник включает в себя также десять писем догматического содержания. Первые четыре адресованы «терапевту» (монаху) Гайю, 5-е – Дорофею, 6-е – иерею Сосипатру, 7-е – софисту Аполлофану, 8-е – монтанисту Демофилу, 9-е – апостолу Титу, 10-е – апостолу Иоанну Богослову, «находящемуся в изгнании на острове Патмос». Письма также свидетельствуют  о желании автора выдать себя за обращенного апостолом Павлом в Афинах члена Ареопага (сената) Дионисия, ставшего, по преданию, первым Афинским епископом. О нем кратко сообщается в «Деяниях апостолов» и в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: одно время он проповедовал в Галлии и принял там мученическую смерть. Другие составные части корпуса этого автора (на которые имеются ссылки в тексте «Ареопагитик») не сохранились. Однако оригинальность содержания и стилистическое единство памятника доказывают принадлежность всех сочинений одному автору, кем бы он ни был. Непосредственно к корпусу примыкают «Схолии» Иоанна Скифопольского (середина VI в.), собранные и дополненные Максимом Исповедником и бытующие под его именем, равно как и более поздние «Парафразы» Георгия Пахимера (XIII–XIV вв.). Епископ Скифопольский Иоанн Схоластик, полемизировавший с монофизитами, составил (помимо «Пролога» к «Ареопагитикам») «Схолии», в которых дается их православное толкование в духе Халкидонского Собора (написаны между 537 и 543 гг.), а Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) на основании «Схолий» Иоанна Скифопольского составил «Парафраз». Немецкая исследовательница Б. Зухла, занимаясь историей текста и рукописной традицией «Ареопагитик», обнаружила наиболее древний вариант текста (VI в.) вместе с греческими «Схолиями» епископа Иоанна Скифопольского. После этого оказалось возможным дифференцировать его схолии со схолиями Максима Исповедника, долгое время считавшиеся единым целым. Ее выводы подтверждает и сирийский перевод схолий епископа Иоанна Скифопольского, сделанный Фокой бар Сергием (708 г.). «Схолиям» Иоанна Скифопольского посвящено исследование П. Рорема и Ж. Ламоро, дающее цельное представление об отношении к «Ареопагитикам» его ближайшего комментатора. В то время как влияние сборника на богословие Максима Исповедника не раз обсуждалось в патристической литературе, часть схолий, относимая к нему, до сих пор не исследована. Высказывалось предположение, что некоторые из них были составлены патриархом Константинопольским Германом I (715–730 гг.). Принадлежность схолий другим византийским авторам не менее гипотетична. «Ареопагитики» становятся известными только в начале VI в. На них ссылаются Севир Антиохийский на Тирском соборе 513 г. (дважды цитируя трактат «Божественные имена» в полемике с Юлианом Галикарнасским, а также конец «Послания 4» в «Послании к игумену Иоанну», написанном не ранее 510 г.), а также Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис» (написанном около 520 г.) и монофизиты-севириане, участвовавшие в переговорах с последователями Халкидонского собора на Константинопольском собеседовании 532 г.

 



 
PR-CY.ru