ВВЕДЕНИЕ - Страница 17

2. Как избежать предвзятости?

В XIX в. возникла первая значительная научная школа в истории изучения религии – мифологическая. Ее представители (братья Я. Гримм (1785–1863) и В. Гримм (1786–1859), А. Кун (1812–1881), В. Шварц (1821–1899) и др.) серьезно изучали мифологию и филологию многих древних индоевропейских народов, в том числе иранцев, греков, германцев. Итогом этих исследований стала теория о том, что древнейшие религиозные верования возникли из обоготворения различных природных явлений, объяснить которые люди по понятным причинам еще не могли.

Наиболее выдающимся представителем мифологической школы считается немецкий ученый Фридрих Макс Мюллер (1823–1900). Его часто называют «отцом сравнительного религиоведения». Большую часть жизни он провел в Англии, в Оксфорде, став в 1868 г. профессором сравнительного языкознания. Широкую известность Мюллеру принесли его исследования «Сравнительная мифология» (1856) и «Введение в науку религиоведения» (1873). Кроме того, он осуществил издание в четырех томах древнеиндийского (санскритского) текста «Ригведы». Во многом усилиями Мюллера была издана 50-томная серия «Священные книги Востока», которая до сих пор является важнейшим источником для изучения религии. Изданные ведические книги (в частности, «Ригведа») создали представление о том, как выглядит мир, начиная от «зари человечества», и что происхождение политеизма (многобожия) ведет начало от поклонения природе. Сам же переводчик выдвинул свою теорию, согласно которой политеизм стал следствием «болезни языка», когда к понятиям, обозначающим естественные явления, стали относиться как к выражающим независимую и личную действительность: nomina (имена) стали numina (духи). Однако, несмотря на все значение работ Мюллера, его теория и теории других представителей мифологической школы о том, что религия возникла в результате персонификации природных явлений, позднее была полностью вытеснена другими.

Уже в первой половине XIX в. огромную помощь в деле изучения религиозных воззрений различных народов стала оказывать антропология. Как научная дисциплина она чрезвычайно расширила наши представления о населяющих мир народах, особенно о тех, которые до нынешнего времени существуют в форме первобытных племен. Антропологи проявляли особый интерес к изучению подобных племен и народов, надеясь соотнести данные этой научной дисциплины с положениями эволюционной теории Чарльза Дарвина (1809–1882), которая предоставила ученым новые возможности теоретического объяснения религии, что способствовало возникновению новой, антропологической, школы в истории изучения религии.

Одним из виднейших представителей этой школы стал английский исследователь Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917), первый в Великобритании профессор антропологии. В его главной работе «Примитивная культура» (1871) изложена теория, называемая обычно анимистической. Согласно Тайлору, опыт сновидений и состояний транса привел первобытных людей сначала к вере в отдельную душу (по-латыни anima), а затем к вере в духов – души, которые после смерти людей живут в растениях, животных, атмосфере и т.д. Из этой веры в души и духов и развилась, по мнению Э. Тайлора, вера в богов. Анимистическая теория, созданная на обширном фактическом материале, выдержанная в духе эволюционной теории, стала значительным шагом вперед в религиоведении. В то же время и эта теория имела ряд существенных недостатков, игнорируя, в частности, эмоциональную сторону и общественный характер религии.

 



 
PR-CY.ru