ВВЕДЕНИЕ - Страница 30

Акцентируя внимание на душе, религия учит человека любви и через любовь возвращает его к самому себе. Восприятие религии как суммы знаний, ненужных и вредных, с этой задачей справиться не может. Более того, отрывочные знания о религии не дают о ней ни малейшего представления, потому что целое не всегда сводится к сумме составляющих его частей. Целое вообще не состоит из своих частей. Рубль состоит из копеек, но он – не копейки. Вода в стакане состоит из капель, но она – не капли. Сиреневое масло – конгломерат цветочков сирени. Каждый из них нежно пахнет, а если нюхать жидкость «сиреневого масла», то можно даже отшатнуться, настолько запах меняет знак.

Поэтому и сумма знаний о религии не является знанием религии. Сознание выделяет из целого отдельные аспекты, акцентирует на них внимание, абсолютизирует их. И как бы правдивы и убедительны они ни были, эти аспекты могут свидетельствовать только о степени проникновения в религию. Не случайно говорят, что истина не познается, а обретается. Откровение как синтез мыслей и переживаний целостно, хотя и не полно. Оно не может быть результатом только интеллектуальных усилий. В нем всегда есть что-то мистическое, потому что оно затрагивает сферы подсознательного и бессознательного.

Когда заходит разговор о религии, происходит «смешение жанров», поскольку нет религии вообще. Есть религии, которые родятся из страха и питаются страхом, есть религии вожделения и эротики, есть мировые религии, преодолевшие чувство страха и указывающие путь к спасению. Для массового сознания тайной за семью печатями остаются сведения о бытовавших некогда и ныне существующих верованиях, о причинах их возникновения, исчезновения и трансформации в другие. Многие россияне и сегодня называют себя христианами, демонстрируя свою неискушенность в этих вопросах, порой даже не подозревая, что давно не существует «чистого христианства». Для испорченного плоским рационализмом сознания многое в межконфессиональных диалогах и спорах может показаться набором взаимно исключающих утверждений и вопросов, на которые бессмысленно искать ответы. Конечно, и рационалистическая наука способна воспитать сильных духом и разумом людей, патриотов и космополитов. Но разница в том, что такая наука способна только проанализировать и описать реальность, а религия может ее творить. Но это еще не означает, что религиозный человек способен творить реальность больше, чем атеист. Сама принадлежность еще не означает ничего.

Сегодня большинство россиян хотят найти в «вере» «духовность», т.е. скорее этическую, чем политическую ориентацию. Для современного состояния религиозности более характерно обращение к религии как демонстрации политического протеста против «атеистического коммунизма». Состоятельность религиозной этики все больше будет становиться вопросом практики, реальных результатов, а не теоретических аргументов, вопросом скорее социологического, а не богословского и философского анализа.

Не многообразное и детальное знание о мире оказывается важным и значимым для человека, а знание мира для умения найти себе место в нем как в мире конкретно-историческом, национально и культурно определенном. Чтобы определить свое место в мире сегодняшнем, никогда не бывает лишним знать о прошлом. Понятие «выбор» – не новация наших дней. Он существовал всегда, но люди выбирали не веру, а искали ответ на банальный вопрос: быть или иметь? На него нельзя ответить, вглядываясь в себя. Самопознание, как сказал великий Гете, ни к чему путному не приводило. Человек потому не может познать самого себя, что несет в себе архетип сознания, который он изменить не в состоянии. Но выбор делать приходится постоянно. И принимать решения тоже. Есть единственный путь, чтобы не делать роковых ошибок: вглядываться не столько в себя, сколько в прошлое своего и других народов. Лучше всего – «и с ненавистью и с любовью».



 
PR-CY.ru