ВВЕДЕНИЕ - Страница 11

Постепенное возникновение нового социального слоя – жречества – и появления церкви как социального института происходит в процессе дифференциации общества. Однако не у всех религий возникает организованная церковь и не всегда оформляется соответствующий жреческий слой. Например, в даосизме и буддизме есть система монастырей, но нет особого слоя священнослужителей. А в конфуцианстве нет ни социальных объединений типа монастырей, ни церковной иерархии. В то же время в христианских конфессиях в большей или меньшей степени представлены все основные разновидности церкви как социального института.

В ранней, первоначальной религиозной общине нет организационной структуры, нет служебной иерархии, нет строгого соблюдения ритуала. Все в ней определяется лидером. Это время энтузиазма, порожденного безусловным доверием к вождю, верой в его божественный дар. Однако после смерти учителя энтузиазм, возбужденный непосредственным общением с ним, начинает спадать. Перед его учениками встает задача сохранения и передачи другим людям и последующим поколениям воспринятой от учителя веры, полученного под его руководством религиозного опыта. К решению этой задачи ведет процесс, который М. Вебер (1864–1920) называет «рутинизацией харизмы» (харизма от греч. «благодать»), когда складываются традиции, обеспечивающие сохранение и передачу истин, символов веры, форм поведения, открытых учителем. Живое слово учителя превращается в текст, который можно довести до сведения всех; откровения учителя заменяются их пересказом; непосредственное восприятие его деяний – их описанием и символическим выражением. Формируется вероучение и система культа, устанавливается иерархия священнослужителей. Так на смену первоначальной религиозной общине приходит «организованная религия», которая объединяет верующих в сеть общин, построенных по единым правилам. Харизматическая благодать, которая в первоначальной общине была достоянием каждого, теперь становится доступной через систему «таинств», выполняемых священником.

Типичной формой организации верующих становится церковь. Она состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов – святилищ, мечетей, молитвенных домов, соборов. В церковной организации обязательно должен быть клир – иерархия профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паства – миряне, простые верующие.

Церковь выступает как форма духовной власти. Если первоначальная религиозная община – это свободное сообщество людей, членами которого люди становятся по собственному, свободно принимаемому им решению, то в дальнейшем дети членов религиозной организации тоже становятся ее членами, но уже не по личному решению, а просто по факту рождения от родителей, принадлежащих к этой организации. Церковная организация верующих превращается в социальную силу, понуждающую верующих подчиняться установленным церковью правилам вероисповедания. Отлучение, анафема, судилища – это меры, которыми она угрожает тем, кто осмелился нарушить церковные каноны.

 



 
PR-CY.ru