ВВЕДЕНИЕ - Страница 12

Индивидуальное и коллективное уже предстают в единстве друг с другом в том смысле, что коллективные формы культа устанавливаются на основе индивидуальных чувств и действий людей и затем накладываются на них как довлеющая извне сила принуждения. Этому способствует ощущение того, что бесконечное, каким представляется божество, нельзя заключить в рамки какой-либо конечной системы, т.е. человека, индивида, даже если она (система) говорит о бесконечном. Поэтому церковь всегда претендует на непогрешимость в делах веры. Отдельные верующие, даже священнослужители, могут ошибаться, но церковь как коллективный разум считается безгрешной и безошибочной. В католичестве такой непогрешимостью обладает, согласно установленным правилам, первосвященник, т.е. папа римский. Никакие наблюдения индивида ни над внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Они могли зародиться только в сфере коллективных социальных представлений, которые индивид получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Созданный социальный институт выполняет определенные функции, и ими объясняется его возникновение.

Во-вторых, Бог есть существо: а) разумное; б) бессмертное; в) обладающее сверхъестественными способностями; г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. В сущности, все эти свойства имеются и у человека, но здесь они взяты в преувеличенном, гипертрофированном, абсолютизированном виде. Человек обладает разумом, определенными способностями, жизнью, но он обладает всем этим в определенной, ограниченной степени. У Бога же – бесконечный разум, бесконечные способности, бесконечная (вечная) жизнь. Ограниченному человеческому уму эти свойства недоступны, а потому Бог и его дела представляются совершенно непознаваемыми. Сходство между человеком и Богом объясняется в рамках религии тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию». А с точки зрения атеистов, оно связано с принципом антропоморфизма: человек создает образ Бога, олицетворяя в нем свои собственные лучшие качества.

Наиболее ранний образ Бога – это родовой или племенной Бог, объединитель и покровитель конкретного рода или племени. Затем возникают представления о межплеменных богах, богах племен-победителей, подчиняющих себе богов завоеванных племен. Таким образом, складывается политеизм (многобожие), который в дальнейшем преодолевается в монотеизме (единобожии), свойственном развитым религиям. Боги разных народов могут различаться по принципу зооморфности (т.е. подобны зверю) или антропоморфности (т.е. подобны человеку). Единый Бог монотеизма есть существо духовное и находится превыше мира.

В зависимости от функций Бога, связанных с проявлениями его присутствия в мире, можно выделить деистические и пантеистические представления о Боге. Деистические воззрения характерны для западноевропейской культуры, в соответствии с которыми Бог создал мир и определил законы его существования, но не вмешивается в его последующую историю. В качестве религиозно-философской концепции деизм противостоит теизму, для которого творение является не единственным пунктом связи Бога с миром, а лишь началом непрерывного попечительства его над каждым сотворенным существом. Пантеизм сближает божественное и земное, отрицая какую-либо строгую границу между Богом (богами) и миром; непосредственного отождествления Бога и мира история культуры практически не знает. Пантеистически окрашенной является вся ранняя греческая философия, которая еще не преодолела мифологического представления о Космосе как едином живом существе, каждый элемент которого обладает и определенной степенью одухотворенности. Пантеизм в античности следует понимать как убеждение в том, что вся природа наполнена божественным присутствием, а жизнь и индивидуальность каждого находит выражение в его божестве. Для пантеизма была характерна тенденция эволюции к материализму и атеизму. Не случайно именно в античной Греции появляются первые философы-материалисты.

 



 
PR-CY.ru