Религия римлян - Страница 27

Второе, этическое направление греческой философии берёт начало от учителя Платона Сократа (470/469 – 399 гг. до н.э.), впервые провозгласившего, что добродетель есть единственный источник и залог счастья. Его этику приняли и развили стоики, особенно в Риме: римляне благодаря своим юридическим наклонностям чувствовали особое расположение к этике. Вот почему христианство на Западе (в противоположность восточному, неоплатоническому) носит, несомненно, стоический характер. Впрочем, позднее в лице Августина Блаженного (354–430 гг.), выдвинувшего понятие благодати, христианство коренным образом изменило интеллектуалистический характер стоической этики. Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство, монтанизм, мессалианство и другие секты, которые в несколько изменившемся виде существовали даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы и т.д.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты (во II и в III вв.), а из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлечённые доктрины христианства (например, учение о Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили своё начало рационалистические ереси III и IV вв. Намерение поставить христианское учение на один уровень с философским мировоззрением привело к рационализму, каковым и было арианство с его разновидностями. Однако наиболее сильное влияние на формирование христианства в I в. оказал гностицизм. Под этим названием объединены позднеантичные религиозные учения полуфилософского, полуоккультного характера, несопоставимые не только с «языческой» мифологией, но и с миром новозаветных идей и образов. Источниками гностических идей были, с одной стороны, различные языческие религии, а с другой стороны – учения греческих философов. Причём, те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной степени нашли отражение в тех или иных гностических системах, что даёт большой простор различным гипотезам. Одна из них принадлежит ориенталисту И.И. Шмидту, который ставил гностицизм в непосредственную связь с буддизмом. Он аргументировал это тем, что, во-первых, со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через неё и весь греко-римский мир сделались доступными влияниям из Индии, которая перестала быть неведомой страной, и, во-вторых, буддизм был последним словом восточной «мудрости» и поныне остаётся самой живучей и влиятельной религией Востока. В учении гностиков миф тоже приобретает новый стиль, соответствующий духовному уровню городских центров Римской империи (они даже смелее вводят в миф философское содержание, чем христиане). Хотя многие гностические секты усвоили почитание Христа, хотя ряд гностических терминов, понятий и ходов мысли навсегда остался в христианстве, но личностный характер новозаветной мифологии в основе своей оказался гностицизму чуждым. Он оказал влияние на формирующееся христианство тем, что сочетал в себе разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов. Например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой – к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию. В гностицизме исследователи выделяют три этапа: ранний, зрелый и поздний. Ранний гностицизм противоречиво сочетал в себе разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов. Зрелый гностицизм (I–II вв.) – это классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия) и других авторов. Поздний гностицизм – это христианские дуалистические ереси Средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров («чистых») и вальденсов).  Таким образом, гностицизм – это эклектическое религиозно-философское течение, выступившее одной из форм связи формирующегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Он постепенно оттесняется на идеологическую периферию и в Средние века проявляет себя лишь в качестве семантического аспекта ересей. Так, например, концепция «чистых» основывается на принципе радикального дуализма: материя объявляется абсолютным злом, а плотский грех – максимальным из грехов, беременная женщина мыслится как находящаяся на особом попечении дьявола, и именно он творит плоть от плоти и дух от духа в её утробе. В течение первых двух веков существования гностицизм формировался как резкое противодействие, с одной стороны, иудействующим сектам в христианстве, а с другой – к каббале, которая представляет собой языческую обработку специфически еврейских религиозных данных. В I–II вв. он концентрирует внимание вокруг вопроса о сущности человека и его духовного предназначения. В частности, гностический принцип «всё в каждом и каждый во всём» повлиял на идею всеединства в христианстве.

 



 
PR-CY.ru