Религия римлян - Страница 25

В связи с этим изменились представления о содержании и ценностях земной жизни, а изменение представлений в силу изменившихся социальных условий порождало соответствующее изменение представлений о нуминозном. Поэтому Бог – безусловный Владыка материи как её Творец. Он же вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществлять своё идеальное назначение. Поэтому христианство в метафизике дуалистично – два мира (дух и материя) находятся как бы в зеркальном взаимном отражении и во взаимовлиянии. Но как религия христианство монистично, поскольку ставит материю в безусловную зависимость от духа; оно одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру. Согласно христианству, зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля за тебя», говорит Бог Адаму). Этот трезвый и вместе с тем высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном материальном мире. В эпоху империи изменилось отношение и к языческим богам. В глазах верующих они теперь, в первую очередь, рассматривались как источник и оплот нравственного возрождения мира, личного спасения и бессмертия. Отсюда – новые эпитеты, которые стали к ним прилагаться: «Спаситель», «Благодетель» и т.п. Отсюда – повсеместное распространение религиозных мистерий (орфических, дионисийских, мистерий Изиды, Кибелы, Митры и пр.), участие в которых, с точки зрения верующего, очищало человека и приобщало его к судьбе бессмертного, умирающего и воскресающего бога. Стремление индивидуума к спасению, его вера в приход Спасителя и справедливый божественный суд над людьми выразились также в создании тайных обществ, религиозных общин типа пифагорейских в Греции и кумранской в Иудее. Почву для возникновения мировых религий, получивших такое наименование по широте и глубине своего воздействия на идеологию и культуру различных народов, подготовил эллинизм, а раннее христианство явилось итогом идеологических устремлений эллинистической эры. Оно удовлетворяло растущую потребность в монотеизме, исходило из представлений о ценности отдельной личности и её внутреннего духовного мира, отразило идеи общности людей и их равенства. Новое учение было назидательно и конкретно. Ранних христианских проповедников вдохновлял пафос и способы убеждения пророков Ветхого Завета, и в то же время они свободно интерпретировали их доктрины под влиянием потребностей своего времени. Понятие царства Божьего было освобождено от этнических рамок и преобразовано в некое подобие духовной общности; социальные и политические ожидания будущего были переосмыслены с этических позиций, подчёркивающих роль индивидуальных усилий и личной ответственности. Языческая религия в эпоху превращения Римской империи из языческой в христианскую представляла собой очень пёстрое целое, однако исследователи различают в нём три направления: эллинское, римское и восточное. В свою очередь, эллинское они разделяют на два течения: явное течение гражданских культов и тайное – мистерий. Явная эллинская религия была в принципе враждебным христианству элементом: её ярко очерченное многобожие было таким же резким отрицанием христианства, как и её гражданский характер – христианского универсализма. Однако греческое многобожие, расшатанное со времени потери греческой самостоятельности множеством профанаций и разлагающей работой философской мысли, уже не очень твёрдо держалось в убеждении верующих, а в склонных к мышлению головах (таких было много) готово было уступить место признанию единого божества. Но если явная греческая религия, находясь в состоянии разложения, не представляла особенно сильного препятствия, то, наоборот, тайная религия мистерий (не столько, впрочем, элевсинских, сколько орфических) пользовалась широкой популярностью. Но она же в значительной степени предваряла христианство и этим шла ему навстречу. В своём основании орфизм имел миф о страждущем боге-спасителе Дионисе Загрее, растерзанном титанами, и миф о воскрешении Эвридики – Орфеем. Внимание верующих он (в противоположность явной религии с её несбыточным догматом о восстановлении справедливости на земле) направлял на загробную жизнь, суля добрым вечное блаженство, злым – наказания (вечные и временные), и развивая практику постов, омовений и очищений, посредством которых человек во время земной жизни мог подготовить себе лучшую участь по ту сторону смерти. Перевес тайных культов над явными был тем двигателем, который способствовал христианизации внутри эллинской религии.

 



 
PR-CY.ru