ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 11

Предание о египетском порабощении заканчивается рассказом об исходе израильтян из Египта и их странствовании по пустыне; кульминация повествования – обретение закона, т.е. заключение договора (завета) между Яхве и Его народом. Вопрос о степени достоверности библейского сказания об исходе не раз подвергался критическому анализу историков, и дата события по-прежнему относится к нерешённым проблемам исторической науки. В литературе, посвящённой Пятикнижию, зафиксирован широкий диапазон мнений по этому вопросу: от представлений, что события исхода излагаются в точности, как они происходили, до полного отрицания их исторической достоверности. Высказывается также мнение, что одни израильские племена находились в рабстве в Египте и ушли оттуда, но другие этого рабства избежали. Прямых внебиблейских свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть библейское повествование, не сохранилось. Известная надпись египетского фараона Мернептаха, относящаяся к пятому году его царствования (около 1210 г. до н.э.), в которой Израиль впервые упоминается вне Библии, сообщает, что он уже находится в Палестине. Однако «аргументы от молчания» сами по себе не обладают доказательной силой, особенно когда у исследователей нет уверенности в том, что весь материал, который мог бы быть привлечён к исследованию, известен. Поэтому при решении вопроса об историчности предания об исходе учёные основываются, прежде всего, на самом этом предании, а также на косвенных свидетельствах и теоретических предпосылках. Египетские источники сохранили свидетельства переселения «азиатов» из южных районов Сиро-Ханаанского региона в Египет. Исследователям известно, что в Египет пригоняли многочисленных рабов-азиатов, а также то, что выходцы из Сиро-Ханаанского региона могли достичь в Египте высокого положения. Города Пифом и Раамсес, с которыми связано предание об угнетении израильтян в Египте (Исх. 1:11), существовали, Раамсес был резиденцией фараона Рамсеса II (1300/1290 – 1224 гг. до н.э.). Как вполне достоверное историки рассматривают следующее развитие событий. На каком-то древнейшем этапе своей истории (точные датировки остаются предметом дискуссий) Израиль осел в Египте в низовьях Нила. Возможно, имела место инфильтрация израильтян в рамках гиксосского движения сиро-ханаанских племён в Египет. Возможно также, что после свержения в Египте гиксосского господства (XVI в. до н.э.) израильтяне оказались в положении эксплуатируемых: на них была наложена трудовая повинность, которая воспринималась ими как невыносимая. Взбунтовавшиеся израильтяне под водительством пророка Моисея откочевали на Синайский полуостров, а оттуда в Южный Ханаан и Заиорданье. На Синае, согласно библейской традиции, Господь открыл им Себя и даровал через Моисея божественный закон – событие, ставшее точкой отсчёта всей последующей еврейской истории.

 



 
PR-CY.ru