ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 20

Собственно монархическое правление в Израиле устанавливается около 1030 г. до н.э. с помазанием Самуилом на царство Саула (Шаула), сына Киса, из колена Вениамина. Считается, что главным фактором, который привёл к установлению монархии в Израиле, явилась угроза со стороны филистимлян – основных врагов израильтян в этот период. Вне Библии филистимляне впервые упоминаются в надписи в храме Аммона в Мединет-Абу близ Фив и в Большом папирусе Харриса, сообщающих о нашествии на Египет в восьмой год правления фараона Рамсеса III, т.е. около 1175/1174 г. до н.э., «народов моря», мигрировавших, главным образом, из Эгейско-Малоазийского региона. Как полагают исследователи, с позволения египетских властей филистимляне осели в районе между Газой и Яффой, где основали союз Пятиградия: Газы, Ашдода, Аскалона, Гефа и Екрона.  В конце первой фазы железного века – во второй половине XI в. до н.э. Израиль представлял собой, в основном, сообщество земледельцев и скотоводов, не имеющее реальной централизованной организации и администрации. Филистимляне первоначально обладали явным технологическим превосходством над израильтянами (ср., например: 1 Цар. 13:19–22). В результате победы при Афеке филистимляне оккупировали значительную часть территории колен Ефрема, Вениамина и Иуды, в том числе и родной город Саула – Гиву (букв. – холм) Вениаминову. Судя по данным археологических раскопок, исследователи полагают, что израильский культовый центр Силом был уничтожен в результате сильного пожара около середины XI в. до н.э., что также исследователи связывают с военной активностью филистимлян. В этот опасный для Израиля период, приблизительно через 20 лет (ср.: 1 Цар. 7:2) после упомянутых событий, избирается на царство Саул; его правление проходит в непрестанных войнах с филистимлянами. Саулу удалось разгромить гарнизон филистимлян, располагавшийся в Гиве, и, в конечном счёте, освободить от их ига всю центральную часть Израиля. Царство Саула включало территории колен Вениамина, Ефрема, Галаада; исследователи полагают, что к нему присоединилась Галилея, а также колено Иуды (или, по крайней мере, оно оказывало значительное влияние на эти территории). Царь правил из Гивы в уделе Вениамина, превратив этот город в столицу – Гиву Саулову (1 Цар. 11:4). Этот город также назывался Гиват-ха-Элохим (холм Божий – 1 Цар. 10:5) – здесь было расположено святилище Бога, вокруг которого, по мнению исследователей, группировалось сообщество пророков (см.: 1 Цар. 10:5, 10). В 1 Цар. 28:3, 9 говорится, что Саул активно боролся с древним и широко распространённым в Ханаане культом духов предков. Первый царь Израиля создал постоянное войско. Оно делилось на «тысячи» и «сотни» (см., например: 1 Цар. 22:7). Во главе войска Саула стоял Авенир, его двоюродный брат (1 Цар. 14:50; 17:55; 2 Цар. 2:8).

 



 
PR-CY.ru