ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 10

Данные археологических раскопок позволяют учёным рассматривать повествования гипотетических источников Пятикнижия, выделяемых в рамках документальной гипотезы, как вполне историчные. Новые данные позволяют исследователям иначе, чем прежде, смотреть на так называемые анахронизмы в повествовании о патриархах, которые воспринимались как указания на позднюю дату возникновения текста или самого предания. Например, анахронизмами считались упоминания верблюда (Быт. 12:16; 30:43; 31:17, 34; 32:7, 15; 37:25; и др.), который был окончательно одомашнен лишь в I тыс. до н.э. Обнаружены источники, упоминающие одомашненных верблюдов уже в старовавилонский период (1950–1600 гг.). Другой пример анахронизмов – упоминание филистимлян (Быт. 21:32, 34; 26:1, 8; и др.), которые поселились в прибрежных районах Ханаана только в XII в. до н.э. Р. Китчен считает, что упомянутые в книге Бытие «филистимляне» могли быть более ранними поселенцами с Кафтора (Кипра?), которые отличались от филистимлян XII в. тем, что жили под властью своего царя в окрестностях Герара, а не в пяти городах, в которых власть принадлежала «правителям». На раннее происхождение (до возникновения единого Израильского царства) традиции о патриархах указывают теофорный элемент имён некоторых патриархов и локализация родины патриархов в районе Среднего Евфрата. Ещё в 1929 г. А. Альт в работе «Бог отцов» отметил, что теофорный элемент «Эл» в именах патриархов можно рассматривать как указание на достаточно раннее происхождение патриархальной традиции. Исследователи считают, что использование этого имени Бога в повествованиях о патриархах отражает раннюю (ханаанскую) традицию почитания Эла, и соответственно относят её к середине II тыс. до н.э. (ср. название Исра-Эл, Исма-Эл). На середину II тыс. до н.э., по мнению исследователей, указывает не только форма личных имён некоторых патриархов, но и сообщение об их происхождении из Харрана в Месопотамии (Быт. 11:31, 32; 27:43; ср.: 24:4). Начиная с XII в. до н.э. в Харране жили уже не аморреи, а арамеи (ср.: Втор. 26:5), которые со времени Давида (XI в. до н.э.) стали врагами Израиля. Поэтому исследователи считают, что сохранение предания о месопотамском происхождении патриархов возможно объяснить только его древностью и соответственно датировать предание временем раньше XII в. – аморрейским периодом среднего или позднего бронзового века. Библейская традиция связывает формирование племён Израиля в единый народ с их исходом из Египта, о чём рассказывают книги Исход и Числа, продолжающие повествование о патриархах. Согласно библейскому преданию, Иаков со всей семьёй присоединился к сыну Иосифу, находившемуся в Египте, и израильтяне поселились в египетской области Гесем. После смерти Иосифа, когда на престол взошёл новый фараон, израильтяне на долгие годы попали в кабалу к египтянам и работали на строительстве новых городов, основанных фараоном.

 



 
PR-CY.ru