ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 19

Призванный старейшинами Галаада, он со своими людьми отразил нашествие аммонитян, разгромил их и был провозглашён «главой всех жителей Галаада». Подобным предводителем отряда был сын судьи Гедеона Авимелех. Как явствует из Книги Судей Израилевых и данных археологических раскопок, основную форму социальной организации израильского общества в эту эпоху представляло селение. Доминирующей социально-экономической единицей внутри селения была семья (дом отца), состоявшая из главы семьи и его жены (или жён), их сыновей и не вышедших замуж дочерей, жён и детей сыновей, а также рабов, поселенцев и пришельцев. Несколько семей образовывали род. Роды объединялись в колено (племя). В Книгах Иисуса Навина и Судей весь Израиль предстаёт как «собрание», «сообщество» и эда, «община». «Старейшины общины» или «старейшины города», а также «начальники» городов и областей упоминаются в роли судей «у городских ворот» и представителей народа. Существовало несколько местных израильских культовых центров. Исследователи полагают, что хронологически первым центром (ещё во времена Иисуса Навина) стал Галгал в Иорданской долине, близ Иерихона. Ранним культовым центром израильтян был также Сихем – один из наиболее крупных городов на севере Ханаана. Некоторые исследователи интерпретируют обнаруженные на горе Гевал близ Сихема артефакты первой фазы железного века как фрагменты древнеизраильского святилища; жертвенник же сопоставляется ими с жертвенником, описанным во Втор. 27:4–8 и Нав. 24:25–27. По мнению исследователей, позднее крупнейшим культовым центром израильтян становится Силом, где в эпоху судей пребывал в скинии Ковчег завета, при нём находился первосвященник. Здесь созывались собрания представителей колен для избрания вождя и для принятия решений об объявлении священной войны. При первосвященнике Илии (Эли), «судившем» Израиль сорок лет (1 Цар. 4:18), здесь начинал свою деятельность пророк и фактически последний судья в Израиле Самуил (Шемуэл). Святилища могли быть и у отдельных колен (Суд. 18), родов (Суд. 6:24; 8:27) и даже семей (Суд. 17); священнодействовали не только левиты (ср., например: Суд. 17:5). По мнению исследователей, имел распространение культ духов предков (ср., например: Суд. 17:5, 10; 18:14, 18–20, 24). Спорадические локальные попытки установления царской власти в Израиле, как полагают исследователи, имели место ещё в эпоху судей. Так, в Суд. 9 рассказывается о попытке сына судьи Гедеона по имени Авимелех (букв. – «мой отец – царь»; первый израильский антропоним, включающий термин «мелех» – царь) провозгласить себя царём в Сихеме (ср., например: Суд. 8:22–23, о самом Гедеоне, положение которого приближалось к царскому).

 



 
PR-CY.ru