ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 18

Аод из колена Вениамина боролся с моавитянами (Суд. 3:12–30). Самегар убил 600 филистимлян (Суд. 3:31; ср.: 5:6). Пророчица и судья Девора – жившая «под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой» (Суд. 4:5) – побудила Варака из колена Неффалима выступить во главе группы израильских племён в войне с союзом ханаанских царей Галилеи и Изреельской долины во главе c царём Асора (Суд. 4–5). Гедеон из колена Манассии отражал нашествия на Ханаан кочевников-мадианитян (Суд. 6–8). Фола из колена Иссахара был судьёй Израиля 23 года (Суд. 10:1–2). Иаир из Галаада судил Израиль 22 года (Суд. 10:3–5). Иеффай Галаадский разгромил аммонитян; он судил Израиль шесть лет (Суд. 11:6–12:7). Есевон из Вифлеема (город с этим названием есть в Иудее и на территории колена Завулона – Нав. 19:15) судил Израиль семь лет (Суд. 12:8–10). Елон из колена Завулона судил Израиль десять лет (Суд. 12:11–12). Авдон из Пирафона в земле Ефрема судил Израиль восемь лет (Суд. 12:13–15). Самсон из колена Данова сражался с филистимлянами в тот период, когда они господствовали над Израилем; он судил Израиль 20 лет (Суд. 14–16). В приводимом в Книге Судей списке судей Израиля присутствуют представители и северных, и южных колен, что, как полагают исследователи, может свидетельствовать об определённых консолидационных процессах, происходивших в израильском обществе в тот период. В повествованиях Книги Судей Израилевых встречаются различные типы предводительства. Пророчица Девора выступает как харизматический лидер большой группы израильских племён. Предводительский статус Фолы, Иаира, Есевона, Елона и Авдона, как полагают исследователи, был обусловлен их богатством, изначально высоким социальным положением и чрезвычайно большим потомством, очевидно, поддерживавшим главу семьи в его деятельности. Аод и Гедеон представляют собой ещё один тип лидеров: мужественных людей, формирующих из своих земляков воинские отряды для свержения иноземного ига и противостояния завоеваниям. Самсон же предстаёт, скорее, как богатырь, герой народных сказаний, нежели как лицо, осуществляющее функции судии Израиля (или даже функции главы своего колена). В эпоху судей появляется также и своего рода «маргинальное» предводительство, которое не только осуществлялось вне рамок патриархально-племенного строя, но порой даже вступало в конфликт с ним. Имеются в виду предводители отрядов «праздных (или «голодных») и своевольных людей» (Суд. 9:4), т.е. людей безземельных и неосёдлых. Это были люди, которые оторвались от своего племени или же были изгнаны из него и искали средств к существованию подчас в разбое и набегах. Такого типа израильским лидером был Иеффай Галаадский, сын блудницы, изгнанный братьями из отцовского дома и лишённый земельного надела.

 



 
PR-CY.ru