ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 21

По мнению Хайнеманна, в период Второго храма были созданы только образцы, по которым каждый мог составлять свои молитвы. Однако простые люди предпочитали просить знающих помолиться за них или научить их молиться (ср.: Лк. 11:1), что привело к выработке единого стандартного текста молитвы. Флейшер считал, что текст был зафиксирован довольно рано и изучался в раввинских школах. Исследователи полагают, что «Амида» является переработкой более раннего материала. Параллели с ней есть в еврейском тексте Сир. 51:1–16 (однако в данном случае исследователям неизвестно, что первично, поскольку текст этого раздела «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова», обнаружен лишь в Каирской генизе и может отражать влияние синагогальных молитв; упоминание в этом разделе «сынов Садока» указывает, по мнению исследователей, что он всё-таки восходит к периоду Второго храма) и в греческом тексте 2 Макк. 1:24–29. Изначально «Амида» могла состоять только из семи благословений (трёх вступительных, центрального и трёх заключительных). Само по себе число 7 является сакральным для иудейской традиции (ср. прославление семи атрибутов Божьих в 1 Пар. 29:11–12; Откр. 5:12; 7:12; шестую и восьмую Песни субботнего жертвоприношения). Поскольку в кумранских свитках зафиксированы только краткие молитвы на каждый день недели, исследователи предполагают, что «Амида» была суммой всех недельных молитв, каждая из которых была посвящена отдельной теме. Такая развёрнутая молитва могла либо читаться в праздничный день, либо заменяла ежедневные молитвы, если община собиралась только раз в неделю (например, на субботнюю трапезу или для чтения Писания в синагоге). Архаичные варианты сохранились в составе праздничных служб (они совершаются редко, а значит, меньше подвержены изменениям, стандартизации или упрощению). Согласно Мишне, на Йом Киппур первосвященник читал восемь благословений: первое – «Тора» (исследователи полагают, что молитва читалась сразу же после прочтения Торы), второе – «Служение», третье – «Благодарение», четвёртое – «Прощение грехов» (тема данного дня), пятое – «Храм», шестое – «Израиль», седьмое – «Священники» (исследователи полагают, что здесь совершалось священническое благословение), восьмое – прочие молитвы, под которыми, скорее всего, как полагают исследователи, имелся в виду ряд прошений о нуждах и о принятии молитвы. В Мишне отмечен спор о том, следует ли ежедневно читать полную «Амиду» из восемнадцати благословений, или можно читать лишь извлечения из неё (отдельные благословения или краткую форму). В Талмуде говорится, что восемнадцать благословений «Амиды» могут быть сведены к семи, поскольку все центральные прошения можно рассматривать как единое благословение. Центральное благословение посвящается теме дня. Однако раввины спорили о том, влияет ли суббота на количество благословений, нужно ли читать восьмое благословение, если праздник выпадает на субботу.

 



 
PR-CY.ru