ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 20

В середине «Амиды» находятся прошения: четвёртое о знании, пятое о покаянии, шестое о прощении, седьмое о спасении, восьмое об исцелении, девятое о благословении года и урожая, десятое о собирании диаспоры (изгнанников), одиннадцатое о правосудии, двенадцатое о наказании отступников (Биркат ха-Миним), тринадцатое о праведниках, четырнадцатое о восстановлении Иерусалима, пятнадцатое о Мессии, потомке Давида, шестнадцатое о принятии молитвы. Хотя последовательность этих прошений исследователям кажется случайной, по мнению раввинов, каждое следующее прошение логически вытекает из предыдущего, что подтверждается Священным Писанием. Хотя исследователям до конца не ясно, как возникла такая композиция, прошения о знании, покаянии и прощении встречаются именно в такой последовательности в кумранских свитках, а также в Талмуде. Исследователи спорят, являются ли ядром этих интерцессий прошения о личных нуждах (подобные молитвам чина Таханун, которые читаются после «Амиды») или прошения за весь народ. Семнадцатое благословение называется «Служение» и посвящено храмовым жертвоприношениям (это же благословение есть в составе левитского чина в Мишне). В Каирской генизе исследователи обнаружили два варианта этого благословения: в первом о храмовом культе говорится нейтрально (поэтому некоторые исследователи считают его более древним и подразумевающим, что храм ещё не разрушен), во втором (идентичном современному) содержится прошение о восстановлении службы в храме и о возвращении Божия присутствия на Сион. Благословения восемнадцатое («Благодарение») и девятнадцатое («Мир») обрамляют священническое благословение (биркат коханим), которое состоит из благословения народа (ср.: Числ. 6:24–27) и прошения о мире и благословении Божьем. В раввинистической литературе исследователи встречают споры о том, можно ли произносить это благословение кому-либо, кроме священников (некоторые полагали, что надо даже пропускать текст этого благословения при чтении Торы). Чтение этого благословения до сих пор различается в Израиле и в странах диаспоры. О том, когда сформировалась «Амида», между исследователями до сих пор нет единства во мнениях. Одни считают, что составление текста «Амиды» стало реакцией на разрушение Иерусалимского храма, другие же полагают, что в том или ином виде она уже существовала в период Второго храма. Так, Финкельштайн отметил, что её ядро сложилось в домаккавейскую эпоху. Э. Бикерман пытался доказать, что благословения четвёртое – седьмое изначально читались в Йом Киппур, благословения первое, восьмое – девятое,  четырнадцатое, шестнадцатое возникли в эллинистическую эпоху и были частью молитвы жителей (граждан) за Иерусалим как за полис, а благословения семнадцатое – девятнадцатое были частью первосвященнической молитвы.

 



 
PR-CY.ru