ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 26

Послеполуденная служба «Минха» («приношение») подражает жертвоприношениям, описанным в 3 Цар. 18:36 и Числ. 28:8 (её мистическим установлением считается Быт. 24:63). «Минха» может читаться после шестого часа (большая «Минха») или после девятого часа дня (малая «Минха») от восхода солнца; крайнее время – за четверть часа до захода солнца. После «Минхи» запрещены деловые операции и вкушение обычной пищи. В синагогальном богослужении начало этой службы максимально откладывается, чтобы можно было сразу после неё совершить вечернюю службу «Арвит» («Маарив»). Чинопоследование состоит из псалмов «Ашрей», «Амиды», «Тахануна» и заключительного благословения «Алейну». В субботы и во время поста перед «Амидой» читается «Тора». В составе «Минхи», перед заключительной молитвой «Алейну», читается полный «Каддиш» – элемент, который в эпоху гаонов завершал чтение Священного Писания. В Средние века по модели «Минхи» были перестроены окончания служб «Шахарит» и «Маарив». Исследователи отмечают, что для «Каддиша» характерно смешение еврейского и арамейского языков. Происхождение и цель этого элемента службы исследователям неизвестны, но молитва изначально была окружена особым почтением. В классической талмудической литературе он не засвидетельствован в полном виде. Рефрен «Каддиша», основанный на Пс. 112:2 и Дан. 2:20, исследователи встречают в Вавилонском Талмуде, где говорится, что он читается регулярно в синагогах и академиях. На этом основании Цунц, Эльбоген и Хайнеманн полагали, что «Каддиш» появился изначально в раввинистических «домах учения» и служил доксологией, которая произносилась после чтения и толкования Писания. При этом начальный стих молитвы «Каддиш» исследователи встречают в Иерусалимском Талмуде как предисловие к молитве о дожде. Как синагогальная молитва он впервые цитируется в постталмудическом трактате «Соферим» (после середины VIII в.). Вопреки распространённому мнению «Каддиш» не был связан с иудейской мистикой и литературой Хехалот. Исследователи полагают, что эта молитва была составлена из отдельных частей в период поздней Античности, а при гаонах обрела стандартный вид. В сефардской и ашкеназской традиции не решено, нужно ли сидеть или стоять во время чтения «Каддиша». Помимо полного «Каддиша» исследователям известен ещё «Хаци-Каддиш» («половинный Каддиш»), который читается утром после «Песукей де-Зимра», «Амиды», «Тахануна» и чтения «Торы» и отделяет один блок службы от другого. В составе «Минхи» и «Маарива» он читается перед «Амидой», а также перед «Мусафом». «Каддиш де-Раббанан» («Каддиш учёных») читается после изучения отрывка из Талмуда и Мидрашей. Наиболее популярным является «Каддиш Ятом» («Каддиш сироты»), который соответствует полному во всём, за исключением тематических замен и вставок. Его принято читать в течение одиннадцати месяцев после смерти родителя (срок связан с представлением о том, что души злодеев после этого уничтожаются, а остальные души переходят в Ган-Эден). По преданию, эта молитва обладает силой менять к лучшему решение Небесного суда.

 



 
PR-CY.ru