ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 25

Стандартная формула приводится уже в Иерусалимском Талмуде. Этот возглас читается только в миньяне. У сефардов сохранилась практика повторять возглас в конце службы для тех, кто опоздали и не слышали его. Перед «Шма» и «Амидой» для создания нужного настроя читается несколько библейских отрывков и псалмических стихов («Песукей де-Зимра» у ашкеназов; в сефардской традиции они называются «земирот» – «песни»). В ашкеназской традиции это 1 Пар. 16:8–36; Пс. 100 (псалом благодарения, в субботы и праздники заменяется другими псалмами); «Ашрей» и Пс. 145–150; славословие, составленное из стихов Пс. 89, 135 и 72; 1 Пар. 29:10–13 и Неем. 9:6–11 (благословение Давида); Исх. 14:30–15:19 (песнь на море). Хотя ещё Маймонид полагал, что Пс. 145–150 являются ядром этого чина, его название указывает на то, что в основе лежат не целые псалмы, а отдельные стихи. На праздники выбираются иные стихи псалмов. После прочтения «Шма», «Амиды» и «Торы» совершается чин «Ашрей» («Блажен»), который состоит из Пс. 83:5; 143:15; 144; 113:26 (115:18). Он читается в составе «Песукей де-Зимра» и ближе к концу «Шахарит», а также в составе Минхи и перед селихот в месяцы элул и тишри. В Йом Киппур читается в составе службы «Неила». В Иерусалимском храме при завершении ежедневных жертвоприношений утром и в полдень левиты пели псалом (1 Пар. 23:30–31; Сир. 50:18). В надписаниях греческой Псалтири (LXX) и в Мишне сохранились указания на фиксированный недельный цикл псалмов: в воскресенье – Пс 24 (в синодальном переводе – 23), в понедельник – Пс. 48(47), во вторник – Пс. 82(81), в среду – Пс. 94(93), в четверг – Пс. 81(80), в пятницу – Пс. 93(92), в субботу – Пс. 92(91). В праздники (изначально в Песах и Суккот) поётся «египетский» «Халлель» – Пс. 112–117, который начинается и заканчивается прочтением благословения. В последние шесть дней Песаха и в Новомесячье поётся «хаци-Халлель» (сокращённый вариант «Халлеля»). Все ежедневные службы завершаются хвалением «Алейну ле-шаббеах» («На нас возложена обязанность прославлять»). Изначально оно использовалось только в службе на Рош ха-Шана. В составе ежедневных молитв впервые встречается в «Махзоре Витри» как завершение утренней службы. В разных обрядах эта молитва сопровождается простиранием ниц, поклоном или коленопреклонением. В позднее Средневековье и Новое время текст этой молитвы часто подвергался правке (из ашкеназских молитвенников был полностью исключён в начале XVIII в.) из-за подозрений в том, что он направлен против христиан, поскольку числовое значение слова «пустота» якобы указывает на Иисуса Христа. Хотя фраза о «боге, который не спасает» явно заимствована из Ис. 45:20 и изначально была направлена против языческих народов, в период гонений во время Крестовых походов молитва действительно могла быть переосмыслена самими иудеями как антихристианская.

 



 
PR-CY.ru