ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 23

Ещё одним древним элементом иудейского богослужения является ангельское славословие – «Кедуша». Текст этой молитвы основан на Ис. 6:3. Представления об ангельской литургии, к которой присоединяются молитвы общины, были широко распространены в период Второго храма (Дан. 7:10; «Песни субботнего жертвоприношения», 1 Енох. 39:12–13; Откр. 4:8–11). Однако литургическое использование текста Ис. 6:3 остаётся дискуссионным (исследователи отмечают, что в кумранских литургических свитках «Кедуши» нет, несмотря на большую роль, которая отводится ангельской литургии). В раввинистической традиции «Кедуша» известна в трёх основных вариантах: она читается ежедневно в составе утреннего богослужения (а также в службе Мусаф в субботы и праздники) в благословении перед «Шма» (так называемая Кедуша ха-Йоцер, или «Кедуша во время сидения»), в третьем благословении «Амиды» («Кедуша во время стояния») и в конце службы («Кедуша де-Сидра»). Какая из трёх появилась первой, исследователям точно не известно. Полные тексты сохранились только в составе литургических книг. «Кедуша», связанная со «Шма» (как ответ на первое благословение «Йоцер»), впервые упоминается в Тосефте Берахот 1:9. В связи с «Амидой» «Кедуша» фигурирует в Вавилонском Талмуде. В Иерусалимском Талмуде содержится менее определённое указание: исследователям неясно, относится ли оно к «Шма» или к «Амиде», хотя последнее исследователи считают более вероятным. Вводная фраза для «Кедуши» в составе «Амиды» исследователям известна в нескольких вариантах. Манн, опубликовавший обнаруженный в Каирской генизе краткий текст благословения «Йоцер» без «Кедуши», полагал, что «Кедуша» имеет позднее происхождение. Однако исследователи полагают, что этот аргумент не решающий, поскольку чин мог использоваться для личной молитвы, в которой «Кедуша» опускается (что отмечено уже в «Сиддуре» Саадии Гаона). Параллели к «Кедуше» «Йоцер» есть в кумранских свитках. Поскольку в ранних пиютах «Кедуша» регулярно упоминается в связи со «Шма» и «Амидой» (пиюты йоцерот и керовот), а пиюты, как показало исследование Флейшера, следовали тексту литургических молитв, исследователи утверждают, что уже в IV–VI вв. «Кедуша» входила в состав благословения перед «Шма» в субботы и праздники. Пиркой бен Бабой (около 800 г.) также сообщает, что, согласно палестинской традиции, первая «Кедуша» читалась только в составе «Шахарит» по субботам и праздникам, тогда как в вавилонских общинах она читалась ежедневно. В «Кедушу» в составе «Амиды» входят стихи Ис. 6:3, Иез. 3:12 и Пс. 145:10. По мнению Финкельштайна, она появилась в Вавилонии под влиянием мистики Хехалот. К. Колер видел в появлении «Кедуши» ессейское влияние. Исследование пиютов показало, что «Кедуша» в составе «Амиды» читалась в будни и праздники на службе «Шахарит», на службе Мусаф на Рош ха-Шана и на всех службах в Йом Киппур. Текст этой «Кедуши» значительно различается в обрядах. Третья «Кедуша», судя по её названию, не была в древности заключительной, а наоборот, служила началом блока молитв после чтения или изучения Торы. Она состоит из стихов Ис. 6:3; Иез. 3:12; 15:18, цитат из Таргума Онкелоса на Ис. 6:3; стихов Ис. 59:20–21; Пс. 21:4, благословения и заключительных стихов (Пс. 29:13, иногда также Пс. 18:15).

 



 
PR-CY.ru