ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 24

К IV в. «Шма» и «Амида» соединяются в единое чинопоследование и образуют структурную основу синагогальных служб. Если ранняя традиция привязывала чтение этих молитв к движению солнца, то постепенно раввины согласуют время их совершения с часами принесения жертв в Иерусалимском храме. Исследователи полагают, что такое переосмысление было связано с тем, что, по учению раввинов, молитва может заменить жертву, если она прочитана в то же самое время. Более того, молитва стала считаться выше жертвоприношений животных. К числу основных синагогальных служб исследователи относят: «Шахарит» («заря») – утренняя служба, «Минха» («приношение») – послеполуденная, «Арвит» (современное название – «Маарив») – вечерняя, а также «Мусаф» – дополнительная и «Неила» – предвечерняя. Чинопоследование утренней службы, зафиксированное в литургических книгах включает: 1) утренние благословения; 2) «Песукей де-зимра» (букв. – «стихи песней»), которые меняются в субботы и праздники; 3) чтение «Шма» и сопутствующих благословений; 4) «Амиду» и священническое благословение; 5) «Таханун» (в определённые дни); 6) чтение Торы; 7) «Ашрей», Пс. 20 и избранные стихи из Священного Писания; 8) «Алейну ле-шаббеах». В праздники к основному последованию прибавляется «Халлель». В разных традициях для утренней службы существует особый набор гимнографии (пиютов). Утренние благословения («Биркот ха-Шахар») изначально относились к личной молитвенной практике. Их набор и последовательность до сих пор различаются в разных традициях. Основными являются благословения, связанные с утренним омовением, благословение на изучение Торы («Биркат ха-Тора»), после которого читаются Числ. 6:24–27; Мишна Пеа. 1:1; Вавилонский Талмуд. Шаббат. 127a, благословение души и восемнадцать благословений, связанных с разными делами, которые человек делает сразу же после пробуждения. Могут также читаться отрывок из Быт. 22 («Акеда»), исповедание рабби Йоханана, отрывки из Мишны о порядке жертвоприношений и проч. В состав утренних благословений входит три благодарения Богу за то, что сотворил молящегося ни неевреем, ни невеждой (рабом), ни женщиной. Исследователи полагают, что прототип этой молитвы возник в эпоху Второго храма (ср. молитву фарисея в Лк. 18:11). Толкование трёх благодарений вызывает споры между ортодоксальными и либеральными иудеями. В США многие общины изменяют их текст, считая его политически некорректным. Однако ортодоксальные раввины указывают на то, что в тексте речь идёт не о самопревозношении образованных евреев-мужчин над всеми остальными людьми, а о благодарении Богу за возможность соблюдать максимальное количество заповедей (для женщин, малообразованных людей и неевреев число заповедей сокращено). Переходом от личной к общественной молитве являются благословения, читаемые при входе в синагогу, и молитвы, связанные с надеванием молитвенных принадлежностей и облачений. Служба начинается с призыва хаззана к молитве: «Благословите Господа благословенного» («Барху эт-Адонай ха-меворах»). Впервые это благословение встречается в Мишне в контексте застольных молитвословий (хотя есть и более ранние аналоги – Неем. 9:5; Пс. 133:1–2; 134:19).

 



 
PR-CY.ru