ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 27

«Мусаф» – дополнительная служба в субботу и праздники, совершаемая в воспоминание дополнительного жертвоприношения в храме (Числ. 28:9–10). Время молитвы «Мусафа» точно не установлено, а потому её можно читать весь день. Некоторые раввины полагали, что «Мусаф» надо читать только в миньяне, другие считали его обязательным для всех. В субботу и праздники «Мусаф» читается сразу же после недельного чтения Торы и хафтарот. Служба начинается с «Хаци-Каддиша». Далее следует «Амида» с семью благословениями (от обычной «Амиды» отличается только срединное благословение; на Рош ха-Шана вставляется не одно, а три благословения). Кедуша Мусафа имеет вставку «Шма» (Втор. 6:4), которая появилась в VI в. (Саадия Гаон и Маймонид требовали её исключить; их позиция отражена, в частности, в йеменских литургических книгах). В Йом Киппур и дни поста после «Минхи» читается предвечерняя служба «Неила» (завершение – от «Неилат Шеарим» – закрытие храмовых врат). В древности эта служба читалась за час до захода солнца во все посты и завершала дневные службы «маамадот». В Йом Киппур она читается в сумерках, вплоть до полуночи. Состоит из псалмов «Ашрей», «Амиды» с семью благословениями, исповедания грехов и двух покаянных молитв. С этой службой обычно соединяется чтение «селихот». В финале произносится литания «Авину Малкену» («Наш Отец, наш Царь») и «Каддиш», а затем «Шма», благословение «Барух Шем» («Благословенно Имя») и возглас 3 Цар. 18:39. Завершается служба однократным звуком шофара. О вечерней службе «Арвит» («Маарив») в «Мишне» содержится мало сведений (впервые она упоминается в «Мишне»). В Иерусалимском храме после закрытия врат жертвы не приносились. В это время было принято проводить домашнюю (или общинную) трапезу. Ещё в талмудическую эпоху служба «Арвит» считалась необязательной. Она совершалась от появления первых трёх звёзд на небе до полуночи. Мистическим прототипом этой службы считается Бы. 28:11. Она начинается с возгласа «Барху», далее читается «Шма» с благословениями, «Амида» (перед «Амидой» – «Хаци-Каддиш», после неё – полный). Если служба совершается в ночное время, в начале читается Пс. 134. В будни читаются Пс. 78:38 и 20:10. Между вечерним благословением после «Шма» («Хашкивену») и «Амидой» в ашкеназской традиции поются восемнадцать библейских стихов, начиная с Пс. 88:53 (впервые в «Махзоре Витри»), которые считаются заменой «Амиды». Финальная часть «Арвита» сильно варьировалась на протяжении истории и отличается в разных обрядах.

 



 
PR-CY.ru