ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 29

Исследователям известны благословения, которые должны произноситься до и после чтения. В период поздней Античности в иудейском богослужении сформировались вавилонская и палестинская лекционарные системы. Какая из них является более древней, исследователям точно не известно. Палестинская система из-за упадка общин в Святой земле постепенно вышла из употребления и к XII в. была почти везде заменена вавилонской, которую до настоящего времени использует большинство иудеев. Отличительной чертой вавилонской системы исследователи считают то, что вся «Тора» прочитывается в течение года. Текст разделён на 54 перикопы (парашиййот). Цикл начинается с субботы после праздника Суккот и завершается 23 тишри – в праздник Симхат Тора (Радость Торы). Каждое субботнее чтение сопровождается чтением отрывков из книг Пророков (хафтарот; однако до сих пор в разных традициях объём этих отрывков и выбор конкретных чтений различаются). Происхождение годового цикла дискуссионно – сформировался ли он в Палестине или непосредственно в Вавилонии. Системы, похожей на вавилонскую, придерживаются и караимы (хотя в их среде были известны и другие традиции чтения «Торы»). По сравнению с раннераввинистической в вавилонской традиции увеличено количество праздничных чтений. Появились особые чтения на Рош ха-Шана, Шаббат Шува, Йом Киппур, Суккот (не только в первый день праздника, но и во второй – седьмой дни, в восьмой день праздника, в субботу в период праздника), Ханукка (одно чтение для всех восьми дней праздника и субботы), четыре субботы перед Песахом, Пурим, Песах (особое чтение на каждый день праздника и в субботу), Шавуот, Пост 9 ава, Рош ха-Ходеш (Новомесячье). Помимо «Свитка Эстер» в вавилонской традиции читаются другие свитки: «Шир ха-Ширим» («Книга Песнь Песней Соломона») – в Песах, «Рут» («Книга Руфь») – в Шавуот, «Эйха» («Книга Плач Иеремии») – в Пост 9 ава, а также «Кохелет» («Книга Екклесиаста») – в третий день праздника Суккот. Позже появилась традиция читать мишнаитский трактат «Авот» каждую субботу между праздниками Песах и Шавуот. Поскольку «Песикта де-рав Кахана» содержит проповеди ещё для нескольких особых суббот (три «субботы суда» перед Постом 9 ава и семь «суббот утешений» после него), исследователи предполагают, что они также могли иметь особые чтения. Палестинский цикл был рассчитан на трёхлетний (или даже больше) период чтения. Согласно палестинской традиции, текст «Торы» делится на 154 небольших отрывка (седарим; в рукописях они часто обозначаются на полях буквой («самех»); количество седарим по рукописям иногда отличается – 141, 167, 175). В отличие от вавилонской палестинская лекционарная система не была унифицирована. Исследователи полагают, что существовало множество её локальных вариантов. Поскольку палестинская традиция прервалась, её реконструируют на основании ряда источников.

 



 
PR-CY.ru