ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 22

В дополнительной службе Мусаф на Рош ха-Шана вместо одного читается три (на самом деле четыре, т.к. два читаются как одно) продолжительных праздничных благословения, основанные на библейских текстах, так что всего их получается 9(10): первое – «Праотцы», второе – «Силы Божии» («Могущество»), третье – «Освящение Имени» (к нему прибавляется благословение «Царства»), четвёртое – «Освящение дня», пятое – «Воспоминания», шестое – «Шофары», седьмое – «Служение», восьмое – «Благодарение», девятое – священническое благословение. В те дни, когда «Амида» не сокращается до семи благословений, благословение «Освящение дня» присоединяется к благословению «Благодарение» (в Ханукку и Пурим) или к благословению «Служение» (в Новомесячье и в промежуточные дни праздников). В прошения «Амиды», состоящей из восемнадцати благословений, могут быть сделаны вставки в определённые периоды года (например, о дожде во втором и в девятом благословениях) и в субботу (так называемая Хавдала (букв. – разделение) – благословение, отделяющее субботу или праздник от будней, которое либо вставляется в четвёртое благословение, либо читается между третьим и четвёртым как отдельное, либо прибавляется к «Благодарению»), а также вставки, связанные с праздниками. В случае необходимости, когда есть опасность прерывания молитвы, может читаться сокращённый вариант «Амиды» – «Хавинену» (исследователям известны несколько вариантов: Вавилонский Талмуд; Иерусалимский Талмуд; эта краткая молитва не читается, когда есть хавдала в четвёртом благословении, или когда в зимний период читается молитва о дожде в составе девятого благословения, в случае сокращения молитвы эти вставки не могут быть прочитаны). К «Амиде» примыкают личные молитвенные прошения, которые называются деварим или тахнуним. Слово «моления» впервые упоминается в связи с постом в Дан. 9:3. В талмудический период исследователи фиксируют обычай молиться после прочтения «Амиды», пав ниц, подобно Моисею, Аарону (Числ. 16:22) и Иисусу Навину (Нав. 7:6; молитва того, кто молится таким образом, будет непременно услышана Небесами – Вавилонский Талмуд). Отсюда ещё одно название этой молитвы – «простирание ниц» («Нефилат Апаим»), хотя в современной практике она читается сидя (в помещении, где находится Свиток Торы, а также в Иерусалиме в этот момент склоняются к руке; обычай простираться ниц сохраняется в йеменских общинах). Долгое время эта молитва не входила в состав служб и не считалась общеобязательной. Спор о том, когда нужно молиться о личных нуждах (до или после прочтения «Амиды»), указывает на то, что в талмудический период вставки личного характера были ограничены, и для них было выделено особое место. В Средние века Таханун превратился в сложное по структуре чинопоследование, которое совершается после «Амиды» по понедельникам и четвергам, когда нет праздников. Современные чины чрезвычайно разнообразны по составу. Обычно они начинаются с чтения отрывка 2 Цар. 24:14 или перечисления собственных прегрешений (Виддуй). В состав основного молитвословия входят покаянные псалмы, молитвы и пиюты.

 



 
PR-CY.ru