ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 11

Современный ашкеназский обряд появился в процессе кодификации и унификации существовавших на германских землях литургических традиций. Ключевую роль в этом процессе сыграли труды Яакова бен Моше ха-Леви Меллина (Махарила) из Майнца (созданный им и его учениками «Сиддур» был издан в Праге в 1512 и 1522 гг. и в Венеции в 1512 и 1568 гг. для польских общин в Италии) и Абрахама Клаузнера из Вены, описавшего обычаи Австрии, Венгрии и Моравии. В XVI в. ашкеназский обряд разделился на две ветви: западную (Минхаг Райнус, или Ашкеназ), к которой относились общины рейнских городов, и восточную (Минхаг Ойстрайх, или Полин), которая была представлена богослужением общин Восточной Германии, Польши, Литвы, Богемии, Моравии, Австрии, Венгрии и Балканских стран. Главной причиной разделения стало отношение к каббалистической традиции: восточные ашкеназы приняли лурианские нововведения, западные эти нововведения, в основном, отвергли. Тем не менее, влияние каббалы было огромным, так что в большинстве общин Западной Европы стали совершать службу «Каббалат Шаббат» («Принятие субботы») и исполнять гимн «Леха Доди» («Иди, мой возлюбленный»). Ицхак Лурия (Ари – «наш господин рабби Ицхак»; 1534–1572 гг.) учил особой мистической практике сосредоточения и направления мысли (кавванот) во время молитвы. Он также утверждал, что у каждого колена Израилева – свой порядок молитвы, с помощью которого для этого колена открываются одни из 12 небесных врат. Впоследствии его ученики интерпретировали это утверждение в том смысле, что именно сефардский обряд обладает особой духовной силой, поскольку позволяет достичь 13-х небесных врат, которые предназначены для тех, кто не знают, к какому колену принадлежат. Хотя Лурия не составил особого молитвослова, ученики разработали на основе сефардского обряда новые варианты «Сиддура» («Нуссах Ари»), содержание которых отражало основные аспекты учения Лурии. Наиболее подробно практика кавванот была описана в «Сиддуре», составленном йеменским каббалистом Шаломом Шараби (1720–1777 гг.) для иешивы Бейт-Эль в Иерусалиме. С XVI в. стали появляться каббалистические толкования иудейского богослужения (например, популярное толкование «Сефер толаат Яаков» Меира ибн Габбая). Из-за массовых миграций литургические традиции сефардских и ашкеназских общин стали активно влиять друг на друга. Большое влияние на сефардскую каббалистическую традицию оказал труд Йосефа Каро «Шулхан Арух», в основе которого лежала кастильская сефардская традиция.

 



 
PR-CY.ru