ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 19

Второй по степени важности и ядром основных синагогальных служб является молитва «Амида» (букв. – «стояние»), которая из-за своей значимости называется также просто «молитва» («Тефилла»). Ранние источники называют её «Шмоне эсре» («Восемнадцать благословений»). Оригинальный состав и текст этой молитвы исследователям неизвестны. Первые три и последние три благословения упоминаются в Мишне наряду с дополнительными благословениями праздника (Рош ха-Шана). В Талмуде «Амида» представлена только в сокращённом виде. Полный текст известен исследователям, по крайней мере, в двух редакциях. Вавилонская редакция (с девятнадцатью благословениями) впервые зафиксирована в Сиддуре рав Амрама. Палестинская (с восемнадцатью благословениями) была обнаружена в Каирской генизе. По мнению Эльбогена, вавилонские раввины разделили единое благословение («Бог Давидов и строитель Иерусалима») на два (14-е – «О восстановлении Иерусалима» и 15-е – «о Мессии, потомке Давида»), чтобы прославить косвенным образом вавилонского экзиларха, который был из «дома Давидова». Однако для молитв периода Второго храма сочетание двух тем в одном благословении – редкость. Поэтому палестинский вариант «Амиды» также мог появиться в процессе редактирования. Например, Луи Гинзберг полагал, что изначально было семнадцать благословений, а восемнадцатым стало благословение против еретиков (Биркат ха-Миним). «Амида» не является единым текстом, но представляет собой набор кратких благословений, минимально связанных между собой (средневековые раввины видели в последовательности благословений «Амиды» определённую логику – выступление на суде перед царём или отношения господина и раба. В начальном благословении, называемом «Праотцы», вспоминаются добрые дела Авраама, Исаака и Иакова, о которых всегда помнит Бог (выражение «щит Авраамов» в контексте упоминания трёх патриархов исследователи встречают в еврейском тексте Сир. 51 (вставка между стихами 12–13 по греческой версии). Во втором благословении, называемом «Могущество», говорится о силе Бога, Который может исцелять больных, воскрешать мёртвых, питать нищих, поддерживать падающих. В Каирской генизе исследователи обнаружили несколько вариантов этого благословения. Третье благословение («Освящение Имени») – о святости Бога и Его Имени и непрестанном ангельском славословии. В ранних пиютах, пересказывающих «Амиду», в это благословение включался и текст славословия (Кедуша). Однако, по мнению Финкельштайна, в период Второго храма это благословение использовалось без Кедуши. В современной практике Кедуша является ответом общины на прочтение этого благословения кантором, а потому при молитве без миньяна опускается.

 



 
PR-CY.ru