ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 12

В соответствии с галахическими предписаниями «Шулхан Арух» Овадия Йосеф издал новый сефардский «Сиддур» – «Бейт Йосеф Сиддур» и включил в него некоторые ашкеназские обычаи. На основе этого «Сиддура» впоследствии были созданы современные сефардские молитвенники, использующиеся в Израиле (отличительной чертой этой традиции исследователи называют произнесение благословения над субботними свечами до их зажжения). Некоторые сефардские общины, осевшие после изгнания из Испании и Португалии в других странах Европы, не приняли каббалистических нововведений, подозревая последователей Лурии в близости к саббатианству. Эта традиция сохранялась, в частности, в Амстердаме. В пределах Османской империи беженцы из Испании воспринимались как иудейская элита. Поэтому многие общины переходили на сефардский обряд. В XVI–XVII вв. в Фессалонике было больше 20 синагог сефардов, следовавших традициям тех мест, из которых они прибыли. Например, в Фессалонике были напечатаны литургические книги для последователей каталонского (в 1627 г.) и арагонского (в 1629 г.) обрядов. В Йемене вопрос об отношении к каббале также привёл к расколу. Традиционный обряд сохранился под названием «Балади» (от араб. «народный»). «Сиддур» этого обряда «Тиклаль ха-Мефоар» был отредактирован Яхьей бен Йосефом Салихом (Махарис; 1715–1805 гг.). Принявшие каббалистические реформы йемениты сформировали направление «Шами» (сирийское). Персидский обряд в Новое время полностью исчез (за исключением нескольких китайских общин и общины города Халеб (Алеппо), молитвенник которой под названием «Махзор Арам-Цова» был напечатан в Венеции в 1523–1527 гг.). В XVIII в. среди сефардов появился ещё один особый обряд (минхаг Хиды), следовавший указаниям авторитетного каббалиста Хаима Йосефа Давида Азулая бен Ицхака Зерахии (1724–1806 гг.), работавшего во многих городах на Ближнем Востоке, а в конце жизни осевшего в Ливорно (Италия). В восточно-европейском хасидизме, несмотря на огромное влияние каббалы, оригинальный лурианский «Сиддур» не был принят. В среде хасидов на основе ашкеназского обряда были созданы смешанные псевдосефардские формы богослужения. Каждая хасидская династия имела свой вариант «Сиддура». Одним из наиболее влиятельных был изданный в Шклове в 1803 г. молитвенник Шнеура Залмана из Ляд («Dem Rebbin's Siddur»). Его использовали любавичские хасиды (их обряд условно также называется «Нуссах Ари», хотя, по сути, является компиляцией разных традиций).

 



 
PR-CY.ru