ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 16

В книгах Ветхого Завета исследователи встречают свидетельства того, что благочестивые иудеи молились дома трижды в день (Дан. 6:10; ср.: Пс. 54:18). О левитах же сказано, что они должны были славословить Господа в храме дважды в день – утром и вечером (1 Пар. 23:30). В двух- и трёхкратной молитве, по сути, заложена одна и та же идея – символическое указание на то, что человек должен помнить о Боге и Его заповедях весь день, с утра до вечера, «ложась и вставая» (Втор. 6:7). Для периода Второго храма лучше всего исследователям известна практика молитвы в маргинальных иудейских течениях. Терапевты, согласно Филону Александрийскому, молились дважды в день – на восходе и на заходе солнца. Ежедневные молитвы общины кумранитов сохранились в свитке; в нём на каждый день месяца (судя по тексту, речь идёт о нисане или тишри) приводится по два кратких благословения. Поскольку рукопись исследователи датируют хасмонейским периодом, она может отражать общеиудейскую практику ежедневных молитв. Ещё одна литургическая книга из Кумрана имеет надписание «Слова светильные», т.е. «Дневные молитвы». В ней содержатся молитвы (одно благословение) на каждый день недели и песнь на субботу. Рукописные фрагменты исследователи датируют серединой II в. до н.э. и также, как полагают исследователи, имеют докумранское происхождение (исследователи связывают их появление с храмовыми левитскими молитвословиями или с маамадот). Каждое прошение начинается со слов «Вспомни, Господи» (в первый день недели вспоминаются сотворение Адама, грехопадение и потоп; в середине недели – синайское откровение; в пятый день – пребывание народа в пустыне и строительство первого Иерусалимского храма; в шестой день – вавилонский плен и возвращение из плена, совершение грехов после возвращения и покаяние). Ответом общины на прошение является возглас «Аминь, аминь». По структуре субботняя молитва отличается от будничной акцентом на восхвалении и прославлении Бога как Творца. Пять кумранских свитков содержат благословения (отсюда их название «Берахот»). Они датируются первой половиной I в. н.э. Наряду с благословениями и проклятиями в этих свитках содержатся галахические предписания. Литургическим контекстом, в котором использовались эти благословения, была, как полагают исследователи, церемония обновления завета, включавшая коллективное исповедание грехов, благословения Бога, проклятия Велиала, обряд исключения из общины грешников и заключительный обряд. В благословениях содержатся образы ангельской литургии. На каждое благословение община отвечает: «Аминь, аминь». Сохранились также отдельные благословения, не сопровождающиеся проклятиями и основанные на Числ. 6:24–26, – «Правило благословения» и священническое благословение. В кумранских праздничных молитвах, которые составлены не в кумранской общине, поскольку следуют не солнечному 364-дневному календарю, а лунному (в частности, упоминается месяц тишри), засвидетельствован такой структурный элемент, как заключительное благословение.

 



 
PR-CY.ru